В последний период, по оценкам западных экспертов, во внешнеполитической стратегии Вашингтона происходит отчетливое усиление акцентов к Юго-Восточной Азии.
Политика однополярной гегемонии США в азиатском регионе, к чему Вашингтон активно стремился в последние годы, зашла в тупик и столкнулась с растущим влиянием новых конкурентов и, прежде всего, Пекина. Быстрый рост Китая за последние пятнадцать лет пошатнул американское влияние в зоне, где США крепко обосновались с конца Второй Мировой войны. Сегодня США доминируют в регионе в военной области с многочисленными базами на Окинаве, Гуаме, в Южной Корее и 7-ым флотом США в Йокосука. Помимо этого доминирование происходит и в экономической области через АРЕС. Однако, несмотря на это, Вашингтон вынужден постоянно усиливать свое противостояние росту традиционного влияния в регионе не только Японии и Южной Кореи, но и Китая, экономическое влияние которого стало все больше распространяться на государства Юго-Восточной Азии.
В этих условиях азиатский архипелаг, до сих пор рассматривавшийся в качестве лишь транзитной зоны между Индийским океаном, Китайским морем и Тихим океаном, становится в сочетании внутренних и внешних факторов ключевой точкой американо-китайского противостояния в Юго-Восточной Азии. В то время как Китай укрепляет свое влияние в приграничных морях и использует экономические рычаги против Тайпея, Индонезия в этом контексте приобретает неизвестную ранее значимость на политической и геоэкономической сцене, все больше становится центром притяжения азиатской политики Вашингтона и Пекина. При этом весьма знаменательно, что Индонезия, которая после конференции в Бандунге в 1955 г. была символом неприсоединения, становится новой целью США и Китая, борющихся за господство и стремящихся присоединить эту страну к своим союзникам.
В последние годы Индонезия постепенно становится весьма активным внешнеэкономическим игроком. Несмотря на недавние экономические затруднения из-за того, что она стала импортером нефти в 2004 г. и должна была выйти из ОПЕК в 2008 г., Индонезия с населением в 280 миллионов жителей демонстрирует в последние годы сильный экономический рост (более 6 % ежегодно). Тем не менее, Индонезия обладает при ее экономическом развитии достаточно слабым состоянием технического оснащения и могла бы представить на ближайшие годы новое азиатское Эльдорадо для западных и китайских предприятий в значительной части промышленных областей: транспорт, энергия, машиностроение и др.
Эта страна имеет важное значение как для Китая, так и для США. Крупнейший мировой экспортер сжиженного природного газа (СПГ), она является неотложной частью экономической зоны Китайского моря и Индийского океана с принадлежащими этой стране Малаккским, Макасарским и Зондским проливами. С учетом того, что энергетический комплекс США в значительной степени базируется на газе, Вашингтон также заинтересован в развитии отношений с этим мировым производителем СПГ.
Однако территориальная и этническая раздробленность Индонезии сопряжены со значительной сложностью для понимания и проникновения в эту страну. Пройдя через различные периоды многих владычеств в Южно-Китайском море, нынешняя Индонезия - это, прежде всего, наследница голландской Ост-Индии XIX-ого века. С этой точки зрения страна имеет сильные центробежные тенденции, вылившиеся в войну в Восточном Тиморе в 1999 г. Эти же тенденции, обостренные раздробленностью страны в архипелаге, составляют основную слабость этого государства, используемую Китаем в игре между меньшинствами с целью ослабления сопротивления со стороны властей Джакарты.
Как и большинство стран Юго-Восточной Азии и Индийского океана, Индонезия зависит в военном плане от Вашингтона и, в частности, от американского военного регионального командования USPACOM. Она заключила соглашения по вопросам обороны с США, что позволяет последним использовать индонезийские военные базы с 2010 г. Эти соглашения стали с 2011 г. основой для усиления американо-индонезийского сотрудничества по вопросам морской безопасности в проливах. Однако за простой борьбой с пиратством стоит широкая программа военно-технического сотрудничества, с возможностью для Индонезии приобретать самолеты F 16, в противовес китайским военным устремлениям в регионе, в частности, в Бирме.
Даже американский президент Б.Обама, посетивший архипелаг в 2010 г., лично подключился к укреплению «особых» связей Вашингтона с Джакартой, подчеркнув неоднократно во время этого визита свои «самые теплые воспоминания о проведенных в этой стране детских годах», расхваливший модель индонезийского развития как «прекрасный пример интеграционных процессов».
Развернутая в последние годы Вашингтоном в отношении Индонезии стратегия обольщения наглядно показывает американское желание развить отношения с этой страной, которая может стать серьезным конкурентом Китая в регионе. Член ASEAN, Индонезия хорошо интегрирована в региональные структуры и располагает достаточным людским и экономическим потенциалом, большим, нежели многие другие участники этой южно-азиатской ассоциации. В то время как США развивают связи с Филиппинами и своими тихоокеанскими союзниками, укрепление их отношений с Индонезией безусловно может, по оценкам ряда западных экспертов, значительно помешать китайским амбициям расширения влияния в Индийском океане. Китай действительно пытается стать главным действующим лицом глобальной безопасности, не только в своих приграничных водах, но также и за их пределами, где проблемы пиратства Bab-el-Mandeb ему предоставляют хорошую возможность позиционироваться от Персидского залива и до Красного моря. Вместе с тем пока США пренебрегают стратегией морского расквартирования китайского флота у его берегов с позиционированием линии американских баз в Южной Корее-Японии-на Гуаме. С этой точки зрения, гонка за влияние на Индонезию окажется решающей для перехода (или нет) Китая в категорию игрока глобальной безопасности из сугубо региональной.
Владимир Одинцов