Мне бы не хотелось преуменьшать значение закрытия федерального правительства и политической борьбы, происходящей между президентом Обамой и Республиканской партией, однако зачастую ведущие американские СМИ уделяют все свое внимание только одному предмету. Тем не менее, то, что остается за бортом, зачастую гораздо более показательно, чем то, что все (по крайне мере новостные программы) горячо обсуждают.
Вспомните борьбу, развернувшуюся за продовольственные талоны. Всего две недели назад контролируемая республиканцами Палата представителей одобрила законопроект, согласно которому в течение следующих 10 лет Американская программа льготной покупки продуктов (Supplemental Nutrition Assistance Program) – фактически программа обеспечения продовольственными талонами – лишится 40 миллиардов долларов посредством введения требований к размеру доходов и отказа от помощи «некоторым здоровым гражданам». Этот законопроект, который в сущности лишит миллионы бедных американцев поддержки государства, был воспринят его критиками как бессердечная попытка республиканцев уничтожить и без того сокращающуюся систему социальной защиты нации. Однако меня больше всего возмущает то, что только после принятия этого драконовского закона наша страна обратила внимание на проблему, о которой зачастую все забывают – проблему бедности.
Новое исследование Pew Research Center в рамках его Проекта за достижения в области журнализма (Project for Excellence in Journalism) показало, что с 2007 по 2012 год 52 ведущих информационных агентства выделяли освещению проблемы бедности менее 1% своего новостного пространства. Это тем более удивительно, учитывая то, что на этот период времени пришелся глобальный экономический кризис.
Одним из выводов экспертов центра Pew стало то, что информационные агентства предпочитают не освещать проблему бедности, потому что это может доставить неудобства потенциальным рекламодателям, которые стремятся привлечь внимание аудитории состоятельных потребителей. Барбара Эренрейх (Barbara Ehrenreich), журналистка, освещающая социальные вопросы в Time Magazine, объясняет это следующим образом: «Они просто не хотят, чтобы рядом с их рекламой были статьи о нищете и трудностях».
Освещение проблемы бедности считается неприбыльным и отнимающим массу времени делом, которое требует от журналиста ответственного подхода. Именно поэтому редакторы с большой неохотой поручают своим репортерам такие задания в нынешнее время сокращений бюджетов редакций. Тем не менее, ирония заключается именно в том, что бедность, как ранее в своем интервью сказал медиакритик из Tampa Bay Times по имени Эрик Дегганс (Eric Deggans), «это в некотором смысле проблема первоначальной ответственности, потому что зачастую бедность провоцируется осознанно».
В стране, где, по данным Бюро переписи населения США, обнародованным в сентябре, 46,5 миллиона человек (примерно 15% населения) живу за чертой бедности, то, что средства массовой информации не освещают такую серьезную социальную проблему из-за финансовых трудностей, является бессмысленным и непростительным. Это свидетельствует о неспособности информационной индустрии выполнять свою функцию служения общественным интересам.
Нежелание СМИ освещать проблему бедности лишило бедных американцев права голоса в обществе. В то время как тяжелое положение сокращающегося среднего класса, ставшее центральной темой в ходе прошлогодней президентской кампании, сохраняет за собой место одной из главных новостей, тема бедности в Америке уже начинает казаться пережитком прошлого.
Спустя почти 50 лет после того как президент Линдон Джонсон начал реализацию программы «борьбы с бедностью», которая среди прочего принесла с собой социальную защиту, систему государственного медицинского страхования и бесплатной медицинской помощи, вы можете ошибочно полагать, что бедность больше не является проблемой государственной политики в США. В мае в своей статье в US News & World Report бывший министр сельского хозяйства Дэн Гликман (Dan Glickman) написал следующее: «Очевидно, что сегодня «войну с бедностью» нужно будет начинать с битвы за признание того, что бедность вообще существует».
Новые средства массовой информации, начиная с блогов, таких как Daily Kos, и заканчивая социальными сетями, очевидно, готовы заполнить собой вакуум в освещении проблемы бедности. Сейчас появилось множество независимых журналистов и активистов Twitter, которые подробно освещают проблемы рабочего класса – от споров вокруг повышения федеральной минимальной заработной платы до защиты прав трудящихся. American Prospect, выходящий раз в два месяца социальный журнал левого толка, уделяет большое внимание проблеме бедности.
Демонстрации работников индустрии фаст-фуда, прошедшие летом этого года, во многих отношениях стали переломным моментом в освещении проблемы бедности. Освещение этих протестов в ведущих средствах массовой информации оказалось весьма скудным (в этом смысле Guardian оказался исключением), однако информацию о них и подробный анализ можно было легко найти в интернете, в частности на Democracy Now!, независимом телеканале, который выложил в сеть видеоматериалы под названием Forgotten Poor («Забытые бедняки»), посвященные людям, отчаянно пытающимся свести концы с концами.
Если проблемы растущего подкласса бедных американцев будут игнорироваться, это нанесет непоправимый ущерб тому, что осталось от независимости американской журналистики. Поддаваясь влиянию корпоративных спонсоров и отказываясь от освещения проблемы бедности, ведущие СМИ оказывают нам медвежью услугу, лишая нас возможности начать общенациональную дискуссию по проблеме бедности, которой у нас не было уже несколько десятилетий.