Разница в строении между ними, конечно, есть, но как она отражается на психике человека, мы пока не знаем.
Спор о том, кто умнее — мужчины или женщины, — возник в незапамятном прошлом. Прогресс в нейробиологии и появление новых методов исследования мозга лишь добавили масла в огонь, так как оказалось, что мужской и женский мозг определённым образом разнятся. И хотя в столь неполиткорректной форме — кто умнее? — вопрос уже никто не ставит, всех по-прежнему интересует, есть ли какие-то систематические различия в психике мужчин и женщин, подкреплённые разницей в строении мозга?
В прошлом учёный-нейробиолог, а ныне журналист Мохеб Костанди (Moheb Costandi), чьи статьи появляются в таких изданиях, как New Scientist, Scientific American, The Guardian и Technology Review, просуммировал некоторые основные моменты этого спора в своей книге «50 Human Brain Ideas You Really Need to Know». Самое очевидное отличие мужского мозга от женского, пишет г-н Костанди, это его размеры: исследования показали, что мужской мозг на 10–15% крупнее. В одной из последних работ на эту тему авторы сравнивали величину мозга у 42 мужчин и 58 женщин (измерения велись после смерти). Оказалось, что мужской мозг в среднем весит 1 378 г, а женский — 1 248 г. Однако необходимо подчеркнуть, что эти различия обычно проявляются только при сравнении большого числа «участников», то есть отдельно взятый женский мозг легко может оказаться тех же «габаритов», что и мужской, а у некоторых мужчин размер мозга уступает женскому.
Однако подобная разница указывает, скорее всего, лишь на то, что мужчины просто физически крупнее, выше ростом и т. д., и к различиям в интеллекте это вряд ли имеет какое-то отношение.
Женский мозг отличается от мужского также и по строению: в мужском больше белого вещества, в женском — серого. Из-за этого кора мозга у женщин немного толще, а потому имеет чуть более сложный ландшафт (так как большее количество серого вещества нужно как-то скомпоновать и уложить с помощью извилин). Кроме того, есть разница в величине отдельных мозговых структур: например, гиппокамп, который считается одним из главных центров памяти, у мужчин в среднем побольше. Крупнее у них и миндалевидное тело, отвечающее за обработку эмоций и опять-таки за память. (Здесь возникает очевидное противоречие с обычными представлениями о психических различиях между мужчинами и женщинами: если размер той или иной части мозга действительно отражает выраженность некоей когнитивно-психологической черты и если женщины и впрямь более эмоциональны, то почему же слабый пол уступает сильному по размеру чувственного мозгового центра?)
Ещё одно серьёзное различие исследователи некогда узрели в размерах третьего промежуточного ядра гипоталамуса: у мужчин оно вдвое больше. Функция этой структуры не вполне ясна, хотя есть данные, что она как-то участвует в формировании сексуального поведения и сексуальной мотивации, и известно, что у гетеросексуальных мужчин она опять-таки вдвое больше, чем у гомосексуальных. Затем оказалось, что эти ядра меньше у транссексуалов, которые были мужчинами, но захотели стать женщинами, и что эти же ядра крупнее у транссексуалов, которые были женщинами, но захотели стать мужчинами. Правда, эти работы впоследствии критиковались за недостаточную статистическую выборку, и их результаты так и не были подтверждены.
Однако все эти сведения о непохожести в строении мозга не были бы столь волнующими, если бы их не увязывали с когнитивными, эмоциональными и прочими различиями в психике мужчин и женщин. Мужчины, как считается, более агрессивны, но при этом (как считается) у них лучше развиты некоторые когнитивные навыки вроде пространственного мышления. Ну а дамы выигрывают по эмпатии, словесной памяти и вообще языковым способностям. Из таких вот «как считается» потом вырастают всевозможные анекдоты о том, что женщины от природы не умеют парковаться и что им природой же заложено без конца общаться в чатах.
Однако, как пишет Мохеб Костанди, многие работы, посвящённые нейроанатомической и когнитивно-психологической разнице между мужчинами и женщинами, были, скажем так, слишком вольно проинтерпретированы. Например, согласно одному исследованию, проведённому аж в 1982 году, мозолистое тело у женщин больше. Мозолистое тело — это структура, соединяющая полушария; не будет преувеличением сравнить её с мощной компьютерной шиной. Из этого мгновенно вывели способность женщин заниматься сразу несколькими делами, хотя результаты, касающиеся мозолистого тела, по словам г-на Костанди, так и не подтвердились. Или другой пример: недавно выяснилось, что женщины чуть лучше воспринимают звуки, когда слышат их одновременно обоими ушами. Но различия эти были не настолько велики, чтобы заявить, как это сделали некоторые научно-популярные СМИ, что теперь, дескать, учёные обосновали вековечную претензию женщин к мужчинам, что те их «не слушают».
Почти любое из утверждений, касающихся разницы между психологией мужчин и женщин, явно или неявно исходит из того, что эти различия жёстко прописаны в структуре мозга и не могут быть изменены. Однако на сегодня накопилось довольно много данных о том, что структура и функции мозга могут меняться в зависимости от пережитого опыта. (Один из таких примеров — особенности мозга балерин, благодаря которым они не теряют равновесия при выполнении балетных па.) Но если мы обратимся к социальным нормам поведения, то обнаружим, что есть нормы мужские и есть нормы женские. И сейчас принято разделять пол, который вы получили с соответствующим набором половых хромосом (ХХ или ХY), и гендер, или социальный пол, который формируется в процессе воспитания, общения с товарищами и т. д. Грубо говоря, когда от мальчика ждут, что он будет лазать по деревьям и приходить домой весь в синяках, а от девочки — что она будет ходить в розовом и с бантиком, это и есть формирование гендерных стереотипов. То же самое может иметь место и в случае, например, пресловутого ума: от женщины его никто не ждёт, а когда она проявляет что-то подобное, то окружающие от растерянности называют её «стервой».
То есть, по мнению г-на Костанди, из человека вполне может получиться нечто, вписывающееся в общепринятые представления о гендерной социальной роли, если его личный опыт будет складываться из настойчивых ожиданий окружающих. Более того, эта самая роль вполне может отразиться на структуре мозга, который просто перестроится, чтобы лучше «соответствовать ожиданиям». И это вовсе не обязательно говорит о какой-то извечной предрасположенности к женскому или мужскому когнитивно-психологическому типу. Однако, к сожалению, работ, посвящённых тому, как воспитание может влиять на развитие мозга, до сих пор слишком мало.