Крупнейшая экономика планеты и самый разветвленный государственный механизм капиталистического мира вторую неделю живут без бюджета. Новый финансовый год в США начинается 1 октября, к этому дню Конгресс должен одобрить государственные расходы на ближайшие 12 месяцев. Если к первому дню октября бюджет не получает согласие на существование от обеих палат Конгресса, то по закону все госучреждения США должны приостановить свою работу. А таковых учреждений в Америке много, идеалы свободы и народовластия причудливо соседствуют со сложнейшим бюрократическим аппаратом.
К 1 октября 2013 федеральный бюджет США в очередной раз не удалось согласовать, около 800.000 сотрудников правительственных служб были отправлены в вынужденные отпуска. Поначалу «отпускников» стращали неоплачиваемым статусом вынужденного простоя, потом эта информация была опровергнута. В принципе, с обывательской точки зрения почти миллион государственных служащих оказалось «в плюсе», получив дополнительный оплачиваемый отпуск с сохранением выслуги лет и прочих льгот. Правда, по самым скромным оценкам материальный ущерб от каждого дня безбюджетного существования США составляет 300 млн. $, но таковы уж ставки в октябрьской игре. Сообщения о возникших в США бюджетных сложностях «на ровном месте» впечатляют своим разнообразием, многогранностью и при этом бутафорской несерьезностью.
Приостановлено посещение Статуи Свободы, ограничен доступ в большинство национальных парков и библиотек. В столичном Вашингтоне закрылось большинство музеев и достопримечательных мест. Приостановили работу множество федеральных служб и агентств. Если программа установления опекунства над дикими ослами не столь критична для жизни страны, то закрытие Национальной органической службы, которая следит за соответствием химикатов при выращивании сельхозпродукции, теоретически может аукнуться снижением гастрономического качества. Впрочем, для этого нужны орды полубезумных фермеров с закопанной во дворе и давно просроченной селитрой, с решимостью травить соотечественников и прятаться от полиции. Публичную активность прекратила NASA, программы продуктовой помощи малоимущим семьям переадресованы с федерального на уровень штатов. Не оказалось средств на визит президента Обамы на индонезийский саммит стран АТЭС, Госдепартамент объявил о невозможности вводить новые санкции против Ирана и Сирии – некому контролировать движение финансовых потоков, большинство сотрудников в вынужденных отпусках. Число персонала в Белом Доме пришлось сократить со 130 до 15 человек, этак и до завалов из грязной посуды и запущенных газонов недалеко. При этом тяготы посещения Индонезии государственным секретарем Дж. Керри вкупе с представительной делегацией оплатить внезапно удалось. Как и запланированные поставки оружия сирийской оппозиции, как и дальние рейды американского спецназа по Ливии и Сомали…
Нынешнее безбюджетное существование американской государственной машины отнюдь не уникально. С 1976 года законодательная просрочка финансирования отмечалась в США 18 раз – то есть фактически раз в два года – но к сколь-нибудь заметным экономическим или политическим осложнениям для страны и ее граждан не привела. Нынешний бюджетный кризис в США имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с предыдущими неурядицами. У него имеется вполне определенная причина и предсказуемые политические последствия.
С 2008 года президент Б. Обама продвигает масштабную реформу американского здравоохранения. К августу 2013 республиканское большинство в Палате представителей Конгресса голосовало против этой реформы более 40 раз. Весь первый срок президентства Обамы ушел на многочисленные судебные тяжбы и борьбу с республиканскими исками. Четыре года прошли в многоходовом законодательном противостоянии без продвижения к широко разрекламированной цели – «Доступная и качественная медицина для всех (ну, почти для всех) американцев». К сентябрю 2013 возможности цивилизованного диалога между демократами и республиканцами по вопросу медицинского реформирования были исчерпаны.
Республиканские законодатели потребовали перенести реформу здравоохранения еще на один год с одновременной ревизией ее основных положений. Потребовали выхолостить содержимое главного предвыборного козыря Обамы на выборах-2008 и выборах-2012. Потребовали свернуть масштабные медицинские планы как излишне затратные мероприятия чуть ли не социалистического толка. Демократы тоже закусили удила – президент потребовал от Конгресса «…прекратить фарс…и принять бюджет безоговорочно и незамедлительно…». Сенат уже одобрил финансовый проект на следующий год, республиканцы в Палате представителей решили прибегнуть к тактике затягивания…и уже проиграли, хотя формально бюджетный кризис еще не завершен.
За девять дней октября «игрушечные» трудности для американцев постепенно становятся настоящими. Там вовремя не пришел школьный автобус, здесь подрос процент по кредиту, в одном городе отменили бесплатные обеды для малоимущих, в другом поселке – поездку с школьного класса в Диснейленд. Это все мелочи, но повседневная благополучная жизнь и не предполагает глобальных событий и революционных потрясений. Тактика республиканского шантажа президентской администрации оказалась фатальной для самих бюджетных шантажистов. По самым последним опросам общественного мнения в США, деятельность Конгресса одобряют... менее 10 % избирателей! Таких цифр американские социологи давно не припомнят, такие показатели популярности выправляются годами. Затянувшаяся «суета вокруг бюджета» будет стоить республиканцам электорального провала на ближайших выборах. Для контроля над нижней палатой Конгресса демократам достаточно получить всего 17 дополнительных мандатов к уже имеющимся местам.
Абсолютное большинство граждан США склонны винить в вынужденном простое федеральных органов власти именно республиканское большинство Палаты представителей. Как образно выразился известнейший инвестор У. Баффет, «..эти господа…подтолкнули США к пику крайнего идиотизма…но им недостанет духу взойти на этот пик…». Его оценку разделяет бывший министр финансов США и нынешний руководитель крупнейшего инвестиционного банка Goldman Sachs Х. Полсон: «…Эти ребята…могут взять заложники собственную мать,…но они никогда не причинят ей боли…». Попытки республиканцев сохранить лицо и минимизировать имиджевые потери отметаются представителями действующей администрации. Как заявил нынешний глава Минфина США Дж. Лью, «…Мы не можем и не будем…обсуждать опасные и бессмысленные требования…в обстановке угрозы финансовой катастрофы для нашей страны…».
По поводу «финансовой катастрофы для США» г-н Лью несколько преувеличил, но для красноречивого давления на оппонентов его речь была образцовой. Республиканский блеф в форме бюджетного кризиса Америки провалился и фактически закончен. На днях Конгресс не только примет финансовый документ страны на ближайший год, но и в очередной раз увеличит потолок государственного долга. Голосование запланировано на 17 октября и сложностей с его положительным результатом не предвидится.
Имидж Обамы как мягкого и не всегда решительного политика сыграл с республиканцами злую шутку. Вторую половину своего второго срока «мягкий и нерешительный» президент наверняка проведет в полной идиллии с демократическим большинством в обеих палатах Конгресса. Шансов остановить реформу здравоохранения у республиканцев практически не осталось. Для политического реванша в 2016 году, для возвращения нового Р. Рейгана в Белый Дом им остается рассчитывать на провал этой так тяжко рождающейся реформы. Впрочем, пословица «Ломать – не строить» актуальна по обе стороны Атлантики.
Даша Гасанова