Когда Владимир Путин впервые стал президентом России в 2000 году, молодая журналистка Елена Серветтаз приоткрыла некоторые тайны кабинки для голосования. Она взяла интервью у армейского полковника, который объяснил, как все работает: «Вчера я собрал всех моих солдат, зачитал им биографию Владимира Путина и спросил, понимают ли они, за кого надо голосовать». Солдаты построились, проголосовали так, как надо, потом снова построились и ушли. Елену это несколько поразило, но она все равно выдала высказывания полковника в эфир. Через 24 часа власти закрыли ее радиостанцию.
Было бы неплохо заявить о том, что за 13 лет Россия стала более демократической страной. Но она не стала. Было бы также неплохо представить себе, что это последний срок президента Путина. К сожалению, нет никаких признаков того, что Путин, только что отпраздновавший свой 61-й день рождения, досрочно уйдет в отставку.
Вместо этого Россия под его руководством, подобно лунатику, направляется к кризису легитимности. Это многоуровневый кризис: здесь и злоупотребление властью, и подчинение судов и государственных институтов воле алчного центра. Путинская система, говоря словами Питера Померанцева (Peter Pomerantsev), это видимость демократии. Она породила фальшивый дискурс, действуя через послушные партии и телеканалы, которые финансируются олигархами, желающими сохранить благорасположение Кремля. Политическая модель меняется от «управляемой демократии» к «конкуренции без перемен». Это такое бессистемно-терпимое отношение к тщательно нормируемой и не угрожающей власти критике.
Путинизм повысил степень принуждения в повседневной жизни и извратил отношения между политикой и бизнесом. Наблюдатели давно уже строят предположения о размерах личного состояния Путина. Истинная цифра может быть намного меньше тех сумм, о которых говорят и от которых глаза лезут на лоб (40 миллиардов долларов и более). Скорее, Путин живет в мире без денег. Свои потребности он удовлетворяет не на зарплату в 200 тысяч долларов (которой хватит лишь на самые скромные экземпляры в его коллекции часов), а за счет частных пожертвований, которые усердные бизнесмены несут в президентскую администрацию. Те предприниматели, которые не проявляют должного уважения, оказываются в ГУЛАГе, как Михаил Ходорковский. В этом месяце исполнится ровно десять лет с тех пор, как он очутился за решеткой, а акционеры ЮКОСа до сих пор пытаются выбить компенсации в иностранных судах.
Небольшим и успешным компаниям угрожают закрытием или судебными разбирательствами, если они отказывают органам государственного регулирования в доле прибыли. Часть этих средств идет наверх. Страна сегодня напоминает гигантскую схему понци.
Все это может очень быстро рассыпаться. Путинская система способна существовать только в условиях высоких показателей роста, пока сохраняется вера масс в справедливое перераспределение богатств, а в стране есть ощущение того, что Россию уважают на международной арене. Таким образом, контролируемый государством энергетический гигант «Газпром» стал флагманом Владимира Путина, обеспечивающим его по всем статьям. Это основной поставщик газа в Европу, и он дает Путину возможность выдавать себя за мирового лидера на международных саммитах.
Нефть и газ превращают его в игрока в Азии, а также дают ему право голоса на Ближнем Востоке. Угрожать восточноевропейским соседям холодной зимой без отопления, если они ослушаются – это стало грубым рычагом власти.
Но сегодня «Газпром» оказался в опасности. Антимонопольная служба Евросоюза проводит тщательную проверку политики снабжения и ценообразования этой компании. В итоге она может оштрафовать «Газпром на 15 миллиардов долларов (это 10% его годового дохода). Разработка месторождений сланцевого газа в США и усилия традиционных потребителей по диверсификации поставок и переходу на сжиженный природный газ начинают сказываться на итогах деятельности этой компании, которую возглавляет давний закадычный друг Путина Алексей Миллер. В 2002 году Россия обеспечила 45% потребностей ЕС в природном газе; сегодня этот показатель ближе к 30%. Страны начинают требовать ценовых скидок. Украина, готовая подписать в следующем месяце соглашение об ассоциации с ЕС, получила от России предложение о дешевых газпромовских поставках, если она откажется от своей затеи. Но Киев настаивает на своем.
Если исчезнет вес и влияние «Газпрома», то, соответственно, исчезнет вес и влияние Путина. На долю углеводородов приходится половина поступлений в российский бюджет. Такой уязвимостью Кремля объясняется его острая реакция на недавнюю акцию Greenpeace, которую он осуществил на одной из российских арктических платформ. Кремль считает, что сможет выбраться из нынешнего затруднительного положения, если начнет добывать нефть и газ на арктическом шельфе. Но разлив нефти на платформе Deepwater Horizon в 2010 году показал, насколько велик потенциал катастрофы при бурении в Арктике. Поскольку добыча на газпромовской платформе, против которой выступил Greenpeace, должна начаться к концу текущего года, наступает очень деликатный момент для Путина, так как все свои ставки он сделал на новый энергетический источник большой наживы.
Поэтому неудивительно, что российские власти хотят превратить мирных манифестантов в «пиратов». Настоящий капитан Черная Борода сидит в кремлевском дворце на Красной площади, играя с драгоценными швейцарскими хронометрами, в то время как его экипаж считает свои золотые дублоны. И чем скорее он покинет государственный корабль, тем лучше.
Власть Путина над Россией оказалась в опасности из-за упадка «Газпрома».