Судьба активистов Greenpeace, которых отправили в следственный изолятор в Мурманске за попытку проникнуть на принадлежащую «Газпрому» нефтяную платформу «Приразломная», вызывает все больше тревоги. Очевидцы рассказывают о тяжелых условиях их заключения.
19 сентября прибывшее на вертолете спецподразделение российских пограничников (относится к спецслужбам, которые подчиняются непосредственно президенту Владимиру Путину) провело досмотр корабля Greenpeace Artic Sunrise в Баренцевом море. 28 членов экипажа и двух журналистов задержали и на два месяца отправили в мурманский СИЗО. Против них было выдвинуто обвинение в пиратстве, в связи с чем им может грозить до 15 лет тюрьмы. Насчет даты судебных слушаний пока что ничего не известно.
Как сообщил 7 октября адвокат Greenpeace Сергей Голубок, у некоторых активистов недостаточно питьевой воды, и все они находятся под постоянным видеонаблюдением, даже в туалете. Юрист намеревается обратиться в Европейский суд по правам человека. «23 часа в сутки они сидят в камере и имеют право всего лишь на часовую прогулку», – подтвердил Le Monde эту информацию Бен Эйлиф (Ben Ayliffe) из международной дирекции Greenpeace.
«Как животные»
Кроме того, условия задержания тоже могут послужить основанием для судебного иска. Как говорит другой адвокат Greenpeace, Александр Мухортов, вооруженные люди в масках ворвались на корабль, не представились и стали угрожать экипажу оружием. Они забрали их личные вещи и только потом начали составлять протокол.
5 октября сайт радио «Свобода» опубликовал рассказ гражданки Нидерландов Файзы Оулахсен (Faiza Oulahsen). На четвертый день заключения ей удалось передать письмо одной из голландских коллег. В нем она рассказывает о том, как активистов несколько дней держали взаперти на корабле, а затем перевезли в Мурманск и отправили в местный СИЗО. Им дали всего десять минут на то, чтобы собраться. В письме Файза Оулахсен жалеет, что не взяла с собой теплые вещи.
По прибытии ей удалось ненадолго увидеться с консулом Нидерландов. После нескольких часов допросов и записей Файзу, наконец, отправили в ледяную камеру, которую освещала лишь висевшая на потолке тусклая лампочка. 26 сентября активистов посадили «в металлические клетки с прутьями, как животных».
Обвинения в пиратстве безосновательны
«Реакция российского правительства совершенно чрезмерна, – считает Бен Эйлиф. – Россия хочет нас запугать, но, уверяю вас, мы не остановимся: последствия бурения в Арктике гораздо опаснее того, что грозит нам».
Быть может, международная организация недооценила возможный ответ России? «Мы провели аналогичную акцию в августе прошлого года, и, хотя нам удалось проникнуть на платформу «Газпрома», российские пограничники не стали вмешиваться», – продолжает Бен Эйлиф. По мнению Greenpeace, обвинения в пиратстве не выдерживают никакой критики. «Пиратство может быть направлено только против другого корабля, а нефтяная платформа никак им не является, что признает даже «Газпром». – говорит Эйлиф. - Наконец, пиратство означает, что мы хотели силой взять под контроль другой корабль, однако ни один из наших активистов не проявил агрессии».
В таких небывалых для Greenpeace условиях (он еще никогда не подвергался настолько сильным репрессиям), организация сформировала международную кризисную группу. Ее специалисты занимаются связями с общественностью, юридическими вопросами и поддерживают контакт с родственниками задержанных активистов. «Мы приостановили другие наши кампании и направили все усилия на освобождение активистов в течение двух месяцев предварительного заключения», – заявил генеральный директор Greenpeace France Жан-Франсуа Жюльяр (Jean-François Julliard).
Правительство Нидерландов сообщило о намерении обратиться в международный арбитраж, на что замминистра иностранных дел России Алексей Мешков ответил следующее: «У нас значительно больше вопросов к голландской стороне, чем у них может быть к нам».