В прошлый четверг у острова Лампедуза потерпела крушение лодка, перевозившая более 500 беженцев. До настоящего времени обнаружено 250 тел погибших. Спасатели все еще работают на месте катастрофы. Автор статьи делится своими впечатлениями от ситуации на итальянском острове.
В самой южной точке острова Пунта Малук, расположенной недалеко от порта, где слышны все его шумы, находится построенный в 2008 году монумент «Ворота в Европу». Сейчас через эти ворота можно увидеть корабли, идущие к месту кораблекрушения, чтобы взять на борт тела погибших, прежде всего, женщин и детей. Ина Андриани (Ina Andriani), юрист, проживающая на острове десять лет, наблюдает за кораблями и говорит: «Нам следует замуровать ворота кирпичами и назвать их «стеной Европы». Пока что обнаружено 250 тел погибших. Водолазы говорят, что в обломках находятся целые груды трупов.
Когда председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso) вместе с итальянским премьер-министром Энрико Леттой (Enrico Letta) заявили о запланированном на среду визите к месту катастрофы, мэр города Джузи Николини (Giuse Nicolini) сказала: «Если оба планируют приехать с символическим выражением соболезнований, то могут вместо этого отправить электронное письмо. То, что нам нужно, это конкретные меры помощи».
Это правда. Условия в лагере продолжают ухудшаться. С утра воскресенья льет дождь. Большинство из более 1000 беженцев находятся на улице, на простых матрасах из пенопласта. Здесь есть место только для 300 человек. Во время дождя ночью люди пытались укрыться в автобусах, туалетах, холлах помещений. Матрасы и все имущество промокло насквозь. Возмущенные, уставшие, промерзшие - некоторые мужчины утром во вторник в порыве отчаяния выбросили свои матрасы через забор.
Защита африканской флоры и фауны, но не людей
И без того остров переполнен. Тела погибших в двух машинах-рефрижераторах перевозятся из порта в ангар аэропорта. В одном из них обычно перевозят колбасы, а в другом - сыры.
Но что касается символичной политики, Энрико Летта заявил о намерении выдать погибшим мигрантам посмертно итальянское гражданство. Но одновременно в отношении каждого из 155 выживших прокуратурой Агридженто были начаты расследования в связи с нарушениями миграционного законодательства.
Идиллия
Элена Працци (Elena Prazzi) и ее коллеги в четверг находились на чудесном песчаном пляже Конильи, когда к берегу прибило первые фотографии. На них были изображены молодые чернокожие люди. На некоторых из них было написано «Удачи» или «Люблю». Семейные фотографии. Отец с ребенком на руках, обнимающаяся пара на фоне фотообоев с песчаным пляжем, похожим на тот, к которому и прибило эти снимки.
Спустя два дня Элена сидела в своем бюро и перебирала влажные фотографии, их было около 200, браслет, конверт. Працци работает в природном заповеднике Лампедузы, основанном в 1995 году. «С геологической точки зрения Лампедуза относится к Африке, - говорит Працци. - Мы ближе к Тунису, чем к Сицилии. Поэтому это единственное место в Европе, где встречаются змеи и растения, которые можно увидеть еще только в Магрибе».
Это уже интересно. На средства ЕС финансируется заповедник, потому что здесь цветет уникальный цветок из семейства астровых Centaurea acaulis. Но когда сами люди из Африки хотят приехать сюда, они должны обращаться к мафиозным бандам и платить по 1800 евро, чтобы попасть на лодку, которая в итоге в километре от побережье пойдет ко дну. На пляже все чаще появляются фотоснимки, куртки и детские ботинки.
Стая гиен
Мировая пресса, как стая гиен, набросилась на крошечный остров и слоняется по нему в ожидании крупной добычи. В воскресенье вокруг порта скопились фотографы, направившие свои объективы на прибрежную полосу, где в машины-рефрижераторы укладывались все новые трупы, доставленные с обломков лодки. Когда кто-то из журналистов заговорил о европейской политике в отношении беженцев, французский фотограф сказал: «Мне плевать на Босси, Эритрею, ЕС и все остальное. Все, что мне нужно, это хорошие снимки мертвых тел».
Достойное погребение в виде исключения
Один репортер, который вел расследование на Сицилии о бандах, организовывавших перевозку мигрантов, говорит перед входом в лагерь для беженцев: «90% того, что мне рассказывают беженцы из Сицилии, я не могу говорить перед камерой. Почему? Потому что я работаю на государственное телевидение. Люди рассказывают невероятные истории о жестоком обращении со стороны полицейских. Я верю им, но это не должно попадать на государственный канал».
Крики
В субботу журналистам было разрешено попасть в ангар аэропорта, в котором в трех рядах лежат 111 тел. Ряды безымянных, пронумерованных гробов кажутся неимоверно длинными. На обратном пути в деревню журналисты встречают небольшие группы эритрейцев, которые идут в аэропорт для опознания. Вскоре после этого, когда журналисты уже довольно далеко отошли от ангара, из него доносились истошные крики.
Массовая могила
Политика сейчас рисует картину «кладбища». Но не является ли кладбище местом, в котором умершие покоятся в достойных могилах, к которым можно прийти и почтить память погибших? Используя метафоры, можно сказать, что Средиземное море стало крупнейшей массовой могилой Европы. Точные цифры неизвестны, но абсолютно точно можно сказать, что каждый год здесь погибает тысяча человек. В воде они не находят покой. Тела погибших, извлекаемые из обломков, уже частично изглоданы рыбами. Психологи, прибывшие из Мальты для работы с водолазами, говорят, что психологическое напряжение с каждым днем возрастает. Трупы выглядят просто ужасно.
Кладбище
На кладбище Лампедузы, в самом последнем ряду слева, есть одна небольшая могила, на которой нет креста. На ее табличке написана история. Эстер Ада в апреле 2009 года зашла на борт перегруженной лодки контрабандистов. Корабль попал в аварию и на протяжении нескольких дней находился в море. Беременная Ада погибла. Когда турецкое грузовое судно «Пинар» взяло на борт 153 мигрантов, капитан принял решение, взять и мертвые тела. Когда он хотел направиться к Лампедузе, близлежащему острову, прибрежная служба отдала приказ направиться к Мальте. Там также был получен отказ. Прошло четыре дня, прежде чем капитан получил разрешение пришвартоваться в Лампедузе. Завершается история фразой: «Здесь покоится Эстер Ада, 17 лет, рожденная в Нигерии 11 мая 1991 года».
Молчание
Джузи Николини появляется на всех пресс-конференциях с лентой с итальянским триколором. Посмотрите, мол, мы относимся к Италии. Это и ваши беженцы. В ноябре 2012 года у побережья острова погибли пять человек, пишет она в письме, обращенном к ЕС: «Если Европа делает вид, будто это только наши умершие, тога я хочу получать за каждого утонувшего, которого мне передают, официальную телеграмму с соболезнованиями. Будто у него белая кожа, будто он наш сын, который утонул на каникулах».
На свое письмо Николини не получила ответа.