Вчера я прочитал фразу из одной книги про Испанию XIX века, в которой видный представитель карлистов утверждал (имея в виду завещание Фернандо VII, по которому он передавал корону принцессе Изабелле), что мы действительно живем в лучшем из миров. И налогоплательщикам нужно было лишь согласиться с тем, что некий бог предопределил богатым быть еще более богатыми и наслаждаться жизнью как при жизни, так и после смерти, а бедным – страдать при жизни, чтобы потом наслаждаться (как и богатые) на небе, после смерти.
Замечательно.
Но тут напрашиваются два соображения: 1) если так действительно предопределил этот бог, то лучше всего было отвергнуть подобные тезисы и восстать против него; 2) трудно поверить в истинность этих постулатов, и нам следует считать лжецами тех, кто это предлагал.
В воскресенье мой сын вернулся из России, где провел несколько дней. Он рассказывает, что видел в Москве по меньшей мере сотню Rolls Royce, столько же Ferrari, Maserati и подобных автомобилей, в то время как простые и бедно одетые люди ездили в метро. После 80 лет псевдонародной власти все возвращается на свои места, туда, куда указал представитель карлистов. И в России, да и не только в России, снова появляются рабы, которые работают от зари до зари на аристократическую верхушку.
На днях в El Mundo была напечатана статья, прочитав которую, можно сделать вывод о том, что в Испании, как и в России, богатые люди не несут никакой ответственности, они делают, что им вздумается, потому что у них есть на это право, независимо от того, правые они или левые. А привыкший ко всему народ безучастно взирает на происходящее, терпит все эти аварии, убийства, беззастенчивое воровство. Он терпеливо оплачивает меры по спасению проворовавшихся банков, предприятий и партий. Как покорные русские крепостные.
Мы должны найти новые источники энергии, потому что классические энергоносители заканчиваются и вызывают изменения климата. Нам нужно принципиально изменить схему управления экономикой, потому что ныне существующая не выведет нас из нищеты, во всяком случае, большинство, производя при этом несметные богатства для очень узкой группы людей. Нам нужно изменить подход к науке, потому что она все больше уклоняется в сторону алхимии и астрологии, в сторону схоластических учений Средневековья.
Нам нужно измениться.
Но мы не меняемся. Проходят дни, годы, и все остается, как было. В России на смену самодержавию пришел диктаторский режим Сталина, а сейчас вообще возрождается крепостничество. Ничего не меняется.
Ученый всегда задает себе вопрос: почему? Почему проходят годы и века, а коренных перемен не происходит?
Нужно ли учиться, напрягаться, исследовать, если мы все равно будем сжигать углеводороды, разрушать почву, вырубать леса, уничтожать животных и рыб, следуя схемам, которые отвергают эксперименты и наблюдения, но при этом предполагают вложение огромных сумм в безумные и бессмысленные проекты. И все это лишь ради того, чтобы оставаться теми же самыми бессловесным рабами своих хозяев?
Когда мы были студентами, то еще надеялись на то, что наши открытия будут способствовать улучшению жизни людей на Земле. Или, если это не удастся, то хотя бы откроют людям глаза на окружающий мир, как это сделали Кеплер и Коперник, разработавшие теорию Солнечной системы.
Но после ряда лет исследований напрашивается вывод о том, что эти люди хотели, чтобы народ и дальше пребывал в заблуждении, считая, что именно Солнце вращается вокруг Земли, где мы с благодарностью должны принимать примитивную схему жизни, в соответствии с которой вершители человеческих судеб, наделяющие одних богатством, а других ввергающие в нищету, руководствуются при этом лишь сиюминутными прихотями.
Похоже, что из науки людей интересуют лишь магические элементы, которых в ней нет, или возможность получения денег без каких-либо усилий, приблизительно как при сборе воды во время дождя. Достаточно лишь поставить ведро под водосток. Люди стремятся выиграть в лотерею, получить легкие деньги, новый мир стремится к магии, но не к повседневной работе.
Возможно, мы придем к тому, что закроем все вузы и школы, снова станем обрабатывать землю без использования машин, поскольку они делают бесполезным труд большинства людей. Мы снова станем обтачивать камни, чтобы с их помощью рубить деревья под пристальным взглядом хозяев, которым нужен подневольный труд рабов для обеспечение их собственной комфортной жизни.
Наука исчезнет как нечто бесполезное, ненужное и раздражающее. Потому что на все мы дает утвердительный ответ и перед всем склоняем голову.
Антонио Руис де Эльвира