В Киргизии возобновились массовые митинги с требованием национализировать крупнейшее золоторудное месторождение Кумтор. На этот раз недовольство в адрес властей, которые не готовы отобрать контроль над рудником у канадцев, выражают не только в оппозиционно настроенных южных областях, но и на севере. Эксперты не исключают, что дело идет к «третьей революции».
Протесты возглавило недавно созданное «Движение сопротивления» под руководством генерал-майора Омурбека Суваналиева. Оппозиционеры выступают против «узурпации власти» Социал-демократической партией (СДПК), подконтрольной президенту Алмазбеку Атамбаеву. Кроме того, они недовольны планами властей в отношении месторождения Кумтор, имеющего в Киргизии фактически такое же значение, как «Газпром» в России. Участники акций протеста требуют передать под госуправление как минимум две трети (то есть 67%) акций этого предприятия. Сейчас ровно наоборот: Киргизии принадлежит 33% акций рудника, оставшейся долей владеет канадская компания Centerra Gold Inc.
В четверг митинг протеста состоялся на родине революции 2010 года в городе Талас на северо-западе страны. Мероприятие прошло мирно, но держало центральную власть в напряжении до его завершения. Дело в том, что в понедельник, в ходе акции протеста в городе Каракол (административный центр северной Иссык-Кульской области), митингующие захватили в заложники полпреда президента Эмильбека Каптагаева и сорвали погоны с начальника УВД Эмиля Салиева. Милиция применила шумовые гранаты и резиновые пули. Более 20 участников акции были задержаны. Во вторник манифестантам удалось перекрыть стратегическую трассу Балыкчы—Каракол. В «Движении сопротивления» отрицают свою причастность к организации беспорядков в Иссык-Кульской области, однако считают их «еще одним подтверждением роста протестных настроений в отношении действующей власти».
Накануне митинга в Таласе правительство выступило с заявлением, в котором подчеркивалось: «Язык ультиматумов, выбранный некоторыми организаторами политических акций, неприемлем — впредь будут приниматься жесткие меры по недопущению дестабилизации общественно-политической обстановки как в отдельно взятом регионе, так и по всей стране».
Омурбек Суваналиев убежден: «Власть напугана последними манифестациями и готова идти на крайние меры». «Против нас бросили весь административный ресурс. Запретили проводить митинги на центральных площадях. Провели даже подворный обход жителей. Пугали всех тем, что готовится третья революция, и предупреждали, что при возможных столкновениях будет применяться боевое оружие»,— рассказал он «Ъ».
Киргизский политолог Токтогул Какчекеев пояснил «Ъ», что «Кумтор стал золотым яблоком раздора и политическим инструментом в руках оппозиции». Впрочем, по его словам, требования оппозиционеров пользуются широкой поддержкой среди политической элиты страны. Об этом свидетельствует и расклад в киргизском парламенте. В четверг все фракции, кроме партии власти СДПК, отказались голосовать за предложенный и публично поддержанный президентом Алмазбеком Атамбаевым компромиссный проект соглашения по руднику: 50% — государству, 50% — канадцам.
Настрой парламентариев обнадежил оппозиционеров, которые теперь надеются расширить географию протестов. По мнению многих киргизских экспертов, новая оппозиция может стать реальной угрозой для действующей власти. «Движение сопротивления» не делится по региональному принципу, что отличает его от других оппозиционных сил. «Мы заняты подготовкой митинга в Бишкеке,— сообщил "Ъ” господин Суваналиев.— Будем добиваться отставки правительства и, соответственно, создания новой коалиции большинства в парламенте».
«Президент Атамбаев давно уже не имеет влияния в южных областях. Если против него пойдут жители и северных областей, третьей революции не избежать»,— заявил «Ъ» экс-министр иностранных дел Киргизии Аликбек Джекшенкулов. По его мнению, в Киргизии может сложиться кризисная ситуация, для разрешения которой понадобится вмешательство партнеров по СНГ.