За последние десять лет от наркотика дезоморфина (иначе — «крокодила») в России умерло примерно тридцать тысяч человек. По распространённости он занимает второе место после героина. «Крокодил» приобрёл популярность благодаря дешевизне кодеиносодержащих компонентов и их относительной доступности. Лишь с июня 2012 года продажа кодеиносодержащих препаратов без рецепта в России была запрещена. Продолжительность жизни того, кто подсел на дезоморфин, — от силы года два. Люди гниют заживо, в прямом смысле слова разваливаясь на куски. Их вполне можно назвать ходячими мертвецами.
В школе дети мечтают о счастливой и долгой жизни. Они хотят стать лётчиками, героями, врачами, писателями, знаменитыми художниками, артистами, капитанами кораблей или выучить семь иностранных языков. Среди детей нет таких, кто мечтает о «карьере» алкоголика, бродяги или наркомана.
Но вот детство кончилось. Пришла пора юности, молодости. Жизнь отчего-то не сложилась. Виной тому то ли бедность, то ли дурной квартал с дурной компанией, то ли плохие воспитатели и учителя, то ли гены, а то ли всё вместе. В итоге кто-то садится в тюрьму, а кто-то — на иглу.
Более двух лет тому назад глава ФСКН Виктор Иванов рассказал, что почти две трети аптечных кодеиносодержащих препаратов покупается наркопотребителями. Рост продаж этих препаратов абсолютно коррелируется с ростом числа ежегодно ликвидируемых ФКСН наркопритонов, занятых переработкой этих лекарств в дезоморфин, приводит слова Иванова «РБК». В отдельных регионах до 90% впервые выявленных наркоманов — дезоморфинщики.
Сводки из газет нашего времени могут свести с ума.
В центре Липецка полиция закрыла наркопритон, в котором готовили зелье. Несколько шприцев было заполнено и готово к употреблению. Стражи порядка обнаружили бутылки с остатками кодеина, йод. В квартире стоял смрад.
А вот сообщение из Азова. Антинаркотическая комиссия подвела итоги 8 месяцев работы. Только за эти месяцы было закрыто 26 наркопритонов.
Из Тольятти пишут, что против Екатерины Швыревой возбуждено дело по статье 232 УК РФ (организация и содержание притона для потребления наркотических средств). В её квартире обнаружен дезоморфин.
Новости из Чебоксар: молодого жителя юго-западного района обвинили в незаконном изготовлении и хранении дезоморфина без цели сбыта.
В региональном управлении ФСКН России по Архангельской области подвели итоги деятельности за девять месяцев 2013 года: было выявлено 24 наркопритона. Как сообщил исполняющий обязанности начальника Регионального управления ФСКН России по Архангельской области Сергей Юрковский, с начала года в регионе было зарегистрировано 430 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В семи притонах из 24 осуществлялось изготовление и потребление дезоморфина. За аналогичный период прошлого года наркополицейские ликвидировали 21 дезоморфиновый притон.
И так далее, и тому подобное.
В 2013 году «крокодил» успешно осваивает Соединённые Штаты.
Бекки Эванс и Анна Эдвардс («Daily Mail») пишут, что, несмотря на сообщения о распространении «плотоядного крокодила» по всей территории США, ведомство по борьбе с наркотиками отказывается рассматривать его в качестве серьёзной угрозы для Америки. Между тем появления наркотика в Соединённых Штатах опасались с 2011 года, когда чиновник из Управления по борьбе с наркотиками (Drug Enforcement Administration) заявил, что его ведомству известно о заграничном «крокодиле». И тем не менее, даже зная о случаях медикаментозного вмешательства, о которых публично объявили врачи, в настоящее время DEA заявляет, что не готово признать эти случаи как непосредственную угрозу.
Журналистки описывают «побочные эффекты» дезоморфина как гангрену, гниение, наконец, оголение костей. Начинается всё с шелушения кожи — отсюда и название самодельного препарата.
Сегодня врачи опасаются эпидемического распространения этой дешёвой замены героина в США.
Первый случай использования препарата был зафиксирован в США в штате Аризона в сентябре. Позднее стало известно о трёх случаях в Чикаго.
Врачи предупреждают об ужасающих побочных эффектах: повреждение кровеносных сосудов, мышц, хрящей, костей. В итоге — ампутация. Часто это единственный способ спасти жизнь пациента. Гниение плоти происходит непосредственно в месте инъекции.
В статье также указывается, что в России зарегистрировано 2,5 миллиона человек, обратившихся за медицинской помощью из-за применения этого препарата. В одном только 2011 году ФСКН России конфисковала 65 млн. доз. Дезоморфин втрое дешевле в производстве, чем героин, указывают журналистки. Наркотик особенно распространён в Сибири и на Дальнем Востоке России; рост зависимых отмечен с 2002 года. Количество дезоморфинщиков-россиян, как полагают эксперты, за последние пять лет утроилось.
В репортаже Уилла Пэйна («Daily Mail») из города Джольет, штат Иллинойс, рассказывается о сёстрах Эмбер и Энджи Найтцель (Amber and Angie Neitzel), полтора года употреблявших «токсичный коктейль» родом из России.
Сёстры утверждают, что сначала они понятия не имели, что используют «крокодил». Они думали, что это был обыкновенный героин. При этом сёстры сказали, что предпочли новый препарат потому, что он стоил десятую часть от цены героина. Кроме того, наркотик давал невероятно высокий кайф.
Спустя недели после перехода на «крокодил» у сестёр появились отвратительные язвы на ногах и руках. Спустя несколько месяцев 29-летней Энджи стало так плохо, что её ночью доставили в реанимацию с ужасной болью в животе: она была убеждена, что умирает.
Обеих сестёр лечил доктор Абхин Сингла (Abhin Singla). Этот человек решил высказаться о проблеме «крокодила» после того, как за несколько недель увидел пять случаев в своём маленьком городском госпитале. Обе сестры подписали специальные медицинские формы, тем самым разрешив врачу рассказать широкой общественности об их случаях. Доктор сказал о наркотике следующее:
«Эффект хуже любого, какой я когда-либо видел от любых наркотиков за все годы своей практики. Он делает зависимым и наносит урон моментально».
Врач ожидает увидеть намного больше наркоманов в ближайшие месяцы. Он считает, что наркотик будет распространяться в США.
«Я и вправду не знаю, как его можно остановить, это должны начать правоохранительные органы. Был уже ряд случаев по всей стране, и теперь что-то должно быть сделано».
В пятницу на прошлой неделе представитель DEA Джек Райли наконец выпустил заявление о беспокойстве ведомства по поводу «крокодила». Он сообщил, что агенты и полицейские пытаются разыскать на улицах дилеров и найти «какие-нибудь зацепки».
Сёстры рассказали о своей печальной судьбе именно для того, чтобы «крокодиловая» эпидемия была остановлена. А их врач считает, что каждый ребёнок должен видеть предупреждение Эмбер и Энджи.
Что касается России, то ФСКН полагает, что введённые ограничения на продажу кодеиносодержащих препаратов оздоровили страну.
Как в январе 2013 года сообщила «Русская служба «Би-би-си», директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов, говоря об итогах борьбы с дезоморфином, заявил, что введение запрета на безрецептурную продажу лекарств, содержащих кодеин, привело к «феноменальному оздоровлению» российского общества. Иванов сказал:
«По итогам нашей работы за полгода рынок дезоморфина снизился в 10 раз. Количество наркопритонов сократилось в два раза».
В материале «Би-би-си» также отмечается, что российские правозащитники неоднократно называли введение рецептов имитацией борьбы с наркоманией. Имитация эта будто бы вредит больным, нуждающимся в кодеине.
Что до «феноменального оздоровления», отметим в заключение, то российскому обществу до него ох как далеко. Об этом красноречиво свидетельствует количество наркопритонов, которые продолжают закрывать правоохранители (см. начало статьи).
Люди! Вспомните вашу школьную мечту. Не меняйте её на дезоморфин. Кем вы хотите быть — человеком или зомби?
Автор Олег Чувакин