После того как 30-летний Даррелл Сайместер (Darrell Simester) уехал на морской курорт на юге Уэльса в августе 2000 года и пропал без вести, его семья не видела его почти 13 лет. В течение этого срока они никогда не отказывались от своих отчаянных попыток найти «ранимого» и «застенчивого» Сайместера, и их настойчивость наконец принесла плоды. В марте 2013 года анонимный информатор привел семью Сайместера к фургону с двумя койками, стоявшему на конном дворе недалеко от Кардиффа, столицы Уэльса. Там они его и нашли: теперь ему было 43 года, на нем была грязная, рваная одежда, и у него не хватало нескольких зубов.
История Сайместера стала основанием для проведения масштабной полицейской операции, получившей название Operation Imperial. В ходе полицейских рейдов были обнаружены еще двое мужчин (поляк и британец), которые также жили в нечеловеческих условиях недалеко от того места, где нашли Сайместера. В результате расследования трое мужчин были арестованы и позже отпущены под залог: им предъявили обвинения в незаконном лишении свободы, сговоре с целью удержания человека в рабстве и в сговоре с целью эксплуатации принудительного труда. Под залог была также отпущена 42-летняя женщина.
Как заявили представители Министерства внутренних дел Великобритании, эти случаи вовсе не являются исключительными происшествиями, а скорее «ужасным напоминанием» о масштабах рабства в стране. В докладе Global Slavery Index, опубликованном 17 октября, говорится, что сейчас на территории Соединенного Королевства насчитывается примерно 4 тысячи рабов и что необходимо предпринимать активные шаги для того чтобы спасти их и помочь другим людям избежать их участи. Хотя рабство – или торговля людьми – зачастую ассоциируется с женщинами, ставшими жертвами сексуальной эксплуатации, статистика свидетельствует о том, что рабов-мужчин почти столько же, сколько женщин. Из 2255 потенциальных жертв торговли людьми, выявленных в Соединенном Королевстве в 2012 году, 40% были мужчинами. Помимо сексуальных услуг, торговля людьми с целью получения финансовой прибыли может включать в себя принудительный труд, бытовое рабство и даже торговлю донорскими органами. В 2012 году 87% из 507 потенциальных жертв принудительной эксплуатации в Соединенном Королевстве были мужчинами.
Если говорить о рабстве в международном контексте, то торговля людьми занимает третье место в списке самых прибыльных видов деятельности международной организованной преступности после торговли наркотиками и оружием – ежегодно она приносит преступникам миллиарды долларов. По оценкам Международной организации труда на июнь 2012 года, в мире 20,9 миллиона человек были жертвами эксплуатации принудительного труда и сексуальной эксплуатации. Согласно Докладу о торговле людьми ООН, в мире мальчики и мужчины составляют примерно 25% выявляемых жертв торговли людьми. Между тем, в этом докладе также отмечается, что официальная статистика представляет собой лишь «вершину айсберга», поскольку преступники зачастую тщательно скрывают следы своей деятельности.
В последние несколько лет жители Соединенного Королевства все чаще сталкиваются с новостями о мужском рабстве, что объясняется активизацией деятельности полиции в расследовании предполагаемых случаев рабства и ростом числа жертв. В ответ на это в сентябре и октябре 2012 года Армия спасения провела исследование по проблеме торговли мужчинами в Соединенном Королевстве. Эксперты обнаружили, что 83% мужчин, оказавшихся в рабстве, были выходцами из Восточной Европы, 86% подвергались трудовой эксплуатации, а 23% - сексуальной. Одной из характеристик, присущих большинству жертв рабства, была их «уязвимость».
«В случае с гражданами Британии жертвы торговли людьми зачастую имели определенные врожденные особенности психического характера, нарушения обучаемости или страдали алкогольной или наркотической зависимостью. Многие мужчины родом из Восточной Европы приезжают в Соединенное Королевство в поисках лучшей жизни и оказываются в ситуациях, которые коренным образом отличаются от того, что они ожидали увидеть. Проблему усугубляют языковой барьер и культурные различия, которые мешают им понять, что происходит на самом деле и как можно справиться с возникшими трудностями», - объясняет Гейл Манро (Gayle Munro), руководитель научно-исследовательского отдела в Армии спасения.
Подобно Сайместеру, 27-летнему Марку Овендену (Mark Ovenden) удалось спастись из рабства. В своем интервью изданию TIME он рассказал, как семья туристов из Ирландии предложила ему жилье и работу недалеко от его родного города на юге Англии. В то время – это был сентябрь 2009 года – он был безработным и питался в бесплатных столовых, поэтому он с радостью ухватился за возможность заработать. Однако все обернулось не так, как ожидал Овенден. С сентября 2009 по апрель 2010 года он ездил вместе с этой семьей по территории Соединенного Королевства, Голландии и Швеции, где его заставляли работать либо за гроши, либо вообще даром. Работа – прокладка дорог – была физической, монотонной и крайне изнурительной. Овенден, у которого не было друзей и семьи, готовых ему помочь, очень скоро оказался в полной зависимости от своих хозяев.
«Мои карманы были всегда пустыми, я находился в сотнях миль от своего дома, и мне казалось, что мне просто никто не поверит, если я расскажу, что со мной случилось, - признался он. – Хотя меня никогда не били, я видел, как других рабочих пинали, толкали, били лопатами и мотыгами. И когда вы видите такое, вам начинает казаться, что выхода нет – вы же не хотите оказаться на месте того парня». Но в апреле 2010 года Овендену наконец удалось освободиться: находясь на территории Швеции, он обратился в полицию за помощью. Позже, по его собственным словам, ему потребовалось очень много времени, чтобы снова научиться доверять людям. Тем не менее, в конце концов, ему удалось наладить свою жизнь, и сейчас он активно сотрудничает с несколькими благотворительными организациями, борющимися с рабством в Соединенном Королевстве.
Двое мужчин, на которых Овенден работал, были задержаны в Швеции, допрошены, однако признаны невиновными на формально-юридическом основании. После этого они вернулись в Соединенное Королевство, где, по словам Овендена, «они продолжили с того места, где остановились», но в 2011 году они вместе с несколькими членами их семей были арестованы по обвинению в сговоре с целью удержания человека в рабстве. Пятерых из них признали виновными и приговорили к тюремных срокам, самый длинный из которых составил шесть с половиной лет. Но, хотя в этом конкретном случае справедливость восторжествовала, в мире число обвинительных приговоров по делам о торговле людьми остается крайне низким, и зачастую работорговцам удается избежать суда. «Доходы работорговцев чрезвычайно высоки, а риски довольно незначительны», - объясняет Тара Топтигарден (Tara Topteagarden), консультант Совета по вопросам беженцев, занимающаяся реабилитацией мальчиков и мужчин, попавших в рабство.
С другой стороны, прогресс все же есть: в 2011-2012 годах в Соединенном Королевстве обвинения в эксплуатации принудительного труда и удержании в рабстве были предъявлены 15 гражданам, а правительство страны в настоящее время занимается разработкой нового закона о рабстве. Но, несмотря на то, что Сайместеру и Овендену удалось спастись, существует масса жертв принудительной эксплуатации, истории которых мы никогда не узнаем. «В национальной статистике отражены только те жертвы торговли люди, которых удалось выявить. Мы хорошо понимаем, что существует огромное число людей, о бедственном положении которых нам просто ничего не известно», - добавляет Топтигарден.