«Демократия – это всегда есть самоуправление народа, а не народное самовыражение. Поэтому главное – обеспечить власть народа, а не так называемую свободу слова» (М. Каддафи).
«Человеческая жизнь, тело, достоинство и свобода священны и неприкосновенны. Никто не может быть поврежден или убит, кроме как волей Аллаха. Поэтому в исламских странах должно существовать религиозное правосудие, а не светский суд, присваивающий себе права Аллаха» (З. Уль Хак).Даже не соглашаясь с этими высказываниями, мы, тем не менее, способны их понять, даже если они противоречат нашим убеждениям.
Понимание, взаимопонимание – между различными религиями, конфессиями, нациями, культурами, поколениями, «большинствами» и «меньшинствами», просто отдельными людьми – одна из самых актуальных проблем современного мира, несмотря ни на какие новейшие технологии коммуникации.
В Древней Греции ситуация непонимания обозначалась словом atopon – «лишенное места» – места в наших суждениях, привычных схемах мышления. Действительно, часто мы просто неспособны слышать кого-то другого, вообще воспринимать что-либо другое, поскольку мы погружены в самих себя, в сферу собственных привычных мнений и суждений, мало отличающихся от журналистских штампов.
Давайте зададим себе вопрос: насколько мы действительно способны вести разговор – разговор с кем бы то ни было?
Публичные дискуссии сейчас часто превращаются в оголтелое отстаивание собственных мнений. В школах и вузах доминирует монологический способ преподавания, лекции и даже семинары крайне редко превращаются в дискуссии, в диспуты.
Но вспомним: в диалогах Платона истина выявляется, когда собеседник Сократа со своими предрассудками и «неправильными» суждениями вступает в игру. Мысль собеседника, пусть и «неправильная», здесь вовсе не посторонняя. Без нее не выявляется истина. Да уж, беседы Сократа и других мудрецов, наверное, останутся для нас и последующих поколений недосягаемым образцом.
Изучая философию, я когда-то впервые узнал о герменевтике – искусстве и науке истолкования текстов, искусстве и науке понимания. «Герменевтически воспитанное сознание» (выражение Гадамера) на фоне наших повседневных «реальных» проблем может показаться ненужной заумной выдумкой интеллектуалов. Но так ли это?
Уже с давних пор существовала теологическая и юридическая герменевтика, которая была неотъемлема от деятельности высокообразованных юристов и священников. Но и сейчас, например, проблема конкретизации закона, то есть соотнесение когда-то принятого закона с реальной ситуацией правовых отношений, – проблема, с которой постоянно сталкиваются полицейские, судьи, и по сути она герменевтическая.
У всех нас существуют языковые и мыслительные привычки, которые в процессе общения нами не осознаются, но влияют на стиль и содержание разговора. Находясь в плену этих привычек, мы часто находимся в ситуации не диалога, а монолога. Чтобы дать возможность говорить другому, нужно прояснить свою собственную предвзятость, осознать, заметить свои неосознанные предрассудки, на время приостановить их действие.Каждый из нас может попробовать сделать это на примере приведенных ниже высказываний исламских лидеров, может почувствовать, как, с ходу не соглашаясь с ними, волей-неволей сталкивается со своими собственными предрассудками.
Понять представителей другой культуры, другой религии иногда очень непросто. Но, согласитесь, в условиях современного мира в общем-то необходимо. При всех очевидных различиях так ли уж сильно «их» мир отличается от «нашего»?
«Чтобы быть достойным человеком, надо прежде всего любить свою Родину, поддерживать свою страну и заботиться о ее процветании. Человек, который забывает о своих корнях, – как камень на дороге, который пинают прохожие, и неизвестно, где он окажется к концу дня – на городской площади или в навозной яме» (С. Хуссейн).
«... каждый народ в состоянии по-настоящему воспринимать только собственное национальное искусство и национальное наследие и по причинам генетическим не воспринимает чужие искусство и наследие...» (М. Каддафи).
«Женщинам следует остерегаться появляться на рынках там, где бывает много мужчин, разговаривать с мужчинами только по необходимости и только из-за покрывала, не поддаваться уговорам и не общаться с женщинами, выставляющими свою красоту напоказ» (С. Хусейн).
«Поскольку от природы ребенка отличает влечение к своей матери, то именно мать является для него естественной и идеальной защитой. Отрывать ребенка от матери и отправлять его в ясли – значит чинить над ним насилие, препятствовать его нормальному, естественному влечению. Значит делать его цыпленком с фермы» (М. Каддафи).
«Обязательное обучение, которым похваляются государства мира, сумевшие навязать его молодежи, является средством подавления свободы, подавления природных способностей человека» (М. Каддафи).
Роман Авдеев