День за днем вместо того, чтобы самим вспоминать о событиях, датах, названиях и определениях, мы выходим в интернет и быстро получаем ответ. Без малейших усилий. Но не теряем ли мы тем самым память? Как такое доведенное до автоматизма поведение отражается на нашем мозге?
За семейным обедом заходит разговор о политике. И вдруг в беседе всплывает умерший в конце 1980-х годов румынский диктатор. Но никто не может вспомнить его имя. Одни напрягают извилины, другие хватаются за справочник, а третьи тянутся в карман за смартфоном. Вуаля! «Википедия» мгновенно выносит вердикт: Николае Чаушеску.
Подобные истории происходят повсюду. В этой связи некоторые опасаются, что интернет и Google «размягчают» мозги в своем стремлении упростить нам жизнь. К ним относится и англоязычный публицист Николас Карр (Nicholas Carr). В 2010 году он выпустил эссе под названием «Делает ли интернет глупее?», в котором заявил, что всемирная паутина повлияла на его память и способность к концентрации. На самом же деле, как полагают специалисты по этим вопросам, интернет не ведет к нарушениям памяти, но меняет то, как мы читаем, ищем и в конечном итоге усваиваем информацию.
Запоминание пути
Ста сидящим за компьютерами студентам Гарварда поручили, казалось бы, простую задачу: запомнить 40 совершенно обычных с виду фраз, вроде «Глаз страуса больше его мозга». Раз они учатся в вузе, то без труда усвоят все это, думаете вы. Тем не менее, подопытным потребовалось приложить немалые усилия. Речь идет о проведенном в 2000-х годах исследовании американского психолога Бетси Спэрроу (Betsy Sparrow), которая первой попыталась оценить воздействие интернета на память.
В исследовании, которое появилось в 2011 году в журнале Science, говорится, что человек гораздо хуже запоминает информацию, когда знает, что она хранится на компьютере. По словам Бэтси Спэрроу, студенты гораздо лучше помнили путь к тем или иным сведениям, чем их самих.
«Все это — способ экономить энергию», — объясняет профессор монреальского Института неврологии Алан Дэгер (Alain Dagher), который вплотную занимается вопросами воздействия интернета на мозг и зависимости человека от сети. Когда вы составляете список покупок, то отмечаете то, что вам нужно, но потом сразу забываете о нем, отмечает он. Точно так же обстоят дела и с интернетом: «Это не означает, что мы будем меньше использовать мозг. Мы попросту не запоминаем информацию, которая легко доступна в любой момент времени».
Алан Дэгер называет «абсурдом» утверждения тех, кто считает, что зависимость от интернета атрофирует наши серые клетки. По его словам, обилие доступной информации в сети приносит исключительно пользу. «Я уже десять лет не ходил в библиотеку, чтобы найти какую-то книгу или журнал. Интернет оказывает неоценимую помощь. Он изменил медицинскую практику», — уверен канадский невролог. Кроме того, в исследовании Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе отмечается, что использование интернета стимулирует работу мозга у пожилых людей и позволяет улучшить их когнитивные способности.
Интернет — палка о двух концах
Как бы то ни было, интернет — это мощный инструмент, который может обострить определенные виды зависимостей, считает профессор Дэгер. Так, например, некоторые «шопоголики» воспринимают сайты вроде eBay как настоящий эльдорадо: «В сети им гораздо проще опустошить свой банковский счет, накупив тысячи туфель».
Ученые, которые занимаются оценкой воздействия цифровой среды на чтение и поиск информации, обращают внимание и на обилие доступных источников в сети. Как отмечает Жан-Франсуа Руэ (Jean-François Rouet) из Университета Пуатье, огромная масса информации в интернете нарушает ее восприятие у некоторых людей: «Пользователю приходится постоянно спрашивать себя, где находится эта информация, потому что он видит ее не как осязаемый перед собой, а как изображение на экране компьютера». Таким образом, развитие сети принесло с собой большие перемены по сравнению со старой доброй печатной книгой.
Кроме того, сомнительные источники информации тоже заставляют работать наши серые клетки. В печатной среде существуют свои механизмы отбора и фильтры, которые препятствуют публикации всего, что только попадается под руку. Но с приходом интернета все изменилось.
В ответ у пользователей развиваются механизмы интеллектуальной защиты. «До 15 лет ученикам свойственно наивное восприятие источников информации. Зачастую они не испытывают побуждения проверить полученные сведения и обычно воспринимают их такими, какие они есть, сосредотачиваясь на том, что говорится», — отмечает французский ученый. Поэтому взрослым нужно направлять их так, чтобы они учились выносить собственные суждения и приобрели иммунитет к отрицательному воздействию интернета.