Острые межцивилизационные процессы сегодня протекают в европейской части континента Евразия. Здесь наблюдается дальнейшее обострение геополитического противоборства между основными евразийскими цивилизациями, в частности западно-христианской, исламской и православной (восточно-христианской). В последнее время заметно осложнились отношения внутри самой западно-христианской цивилизации. Открыто конкурируют друг с другом евроатлантический вектор в лице США, Великобритании, Израиля и др., и евроконтинентальная тенденция (Франция, Германия, Италия) нынешней общеевропейской интеграции. В качестве противовеса евроконтинентальным тенденциям является политика искусственного усиления в составе Европейского Союза новых членов из числа стран бывшего социалистического лагеря. Они призваны стать проводниками атлантической геостратегии в европейских структурах.
В интересах блокирования геополитического потенциала ведущих европейских стран предпринимаются и другие усилия по изменению геополитической конфигурации и расстановки сил на Балканах, в Восточной и Северной Европе. В частности, последовательно реализуются планы отторжения Косово от Сербии в интересах создания «Великой Албании». По имеющимся оценкам нельзя исключать того, что и в других балканских странах, в частности, Македонии, Греции, Черногории в обозримом будущем будет разыграна «мусульманская карта».
Немалую озабоченность европейской общественности вызывают шаги США по противодействию развитию связей между Западной Европой и Россией, прежде всего в энергетической и других сферах. В этих же целях не оставлены планы формирования Балтийско-Черноморской конфедерации под эгидой США. Здесь главным союзником США и Великобритании выступает официальная Варшава. Наиболее последовательные сторонники США в Польше сегодня вновь преследуют цель возрождения времен Речи Посполитой, под контролем которой когда-то находилась значительная часть территории «исторической России», стран Балтии и др.
Ведущим странам Старого Света не особенно нравится политика США, направленная на расширение состава НАТО. Вступление новых членов существенно подрывает в этой организации позиции таких стран, как Германия, Франция, Италия, ведет к обострению отношений в рамках ЕС, не способствует активизации российско-европейского диалога.
В последнее время отношения ведущих стран Запада и США ухудшились в связи с дестабилизацией финансово-экономической обстановки в зоне «евро». В Европе не без оснований полагают, что силы, стоящие за главной мировой валютой, какой остается доллар, стремятся не только подорвать позиции евро, но и спровоцировать дезинтеграционные процессы в ЕЭС и, тем самым, нейтрализовать конкурентный потенциал Евросоюза. Одновременно преследуется цель не дать восстановить Германии свои прежние позиции и влияние в Европе, которые она имела во времена, когда немецкая валюта была одной из самых весомых в мире до образования ЕС.
Миграционная угроза
В настоящее время продолжает обостряться миграционная проблема на евроазиатском континенте, что ведет к эскалации конфликтов на межнациональной почве. В наибольшей степени мегамиграции угрожают ведущим странам Европы и Азии. В известной мере результатом роста мигрантов в европейских странах стал отказ от провозглашения христианских ценностей в общей конституции ЕС.
В 2013 году число мигрантов в мире достигло рекордного уровня — 232 миллиона человек, или 3,2% всего народонаселения Земли. Рекордсменами по числу принятых мигрантов среди государств мира стали США, в которых проживают 45,8 миллиона мигрантов из-за рубежа. «Россия занимает второе место среди стран мира по числу проживающих на ее территории мигрантов из других государств» — говорится в недавно опубликованном документе ООН по вопросу миграции. По другим данным, в России ежегодно находится около 20 миллионов иностранцев.
В десятку наиболее привлекательных для мигрантов стран также вошли Германия (9,8 млн. мигрантов), Саудовская Аравия (9,1 млн.), ОАЭ (7,8 млн.), Великобритания (7,8 млн.), Франция (7,4 млн.), Канада (7,3 млн.), Австралия (6,5 млн.) и Испания (6,5 млн. мигрантов). Как следует из представленной статистики, большая часть мигрантов традиционно приходится на страны Европы — всего на территории этого континента проживают 72 миллиона мигрантов.
Несмотря на меры, предпринимаемые властями в Европе, общее количество приезжих продолжает возрастать. При этом новые жители европейских стран не ассимилируются, расселяются компактно, в повседневной жизни в большей степени придерживаются своих традиций и правил поведения, нежели руководствуются светскими законами. По оценкам специалистов, во многом именно благодаря сохранению и поддержанию тесных общинных этнорелигиозных связей мигрантам удается быстро адаптироваться к местным условиям, добиться хороших успехов в бизнесе и других сферах. Ситуация усугубляется вследствие стремительного старения и снижения рождаемости европейских народов.
По информации СМИ, в отношении России, которая стал жертвой мегамиграциий после распада СССР, реализуются планы по изменению этно-социального состава страны в пользу выходцев из южных стран СНГ. Так в частности, в российской столице численность русско-славянского населения сократилась до 30 %, уровень нелегальной миграции кратно превышает число зарегистрированных гастарбайтеров и других мигрантов. В современной России историки сравнивают нынешние миграционные процессы со временами трансформации христианской Византии в мусульманскую Османскую империю.
Противоборство на постсоветском пространстве
Жесткое межцивилизационное противоборство в Евразии наиболее наглядно проявляется на постсоветском пространстве. Планы англо-американской геостратегии в отношении этого региона евразийского континента предусматривают, прежде всего, изменение конфигурации политических сил и формата власти во многих странах СНГ и, в первую очередь, в России. Речь идет о перекройке государственных границ новых суверенных стран, создании новых военно-политических союзов антироссийской направленности. При этом геополитические оппоненты исходят из того, что установление контроля над постсоветским пространством и территорией России открывает дорогу к установлению нового мирового порядка в планетарном масштабе.
В который раз в российской истории свои территориальные претензии к России выдвигает целый ряд соседних и других стран. Существует немало прогнозов, подтверждающих, что и в XXI веке Россию ожидают нелегкие времена. Хорошо известны планы Збигнева Бжезинского и К° по расчленению России на несколько государственных образований под эгидой международных организаций. При этом наибольший интерес для атлантических геостратегов представляют Сибирь и Дальний Восток, так как эти регионы обладают самыми большими запасами природных ресурсов, достаточно развитыми коммуникациями, имеющими выгодное географическое положение. Это географический центр мира, меридиально-широтный перекресток, строитель и хранитель духовного стержня и самобытности народов Евразии (авт. - С.М.Небренчин), плюс «несметные» природные богатства и жизненная энергетика.
Согласно самим планам расчленения России, ее территория должна быть разделена на несколько независимых государств. Территория западнее Смоленской области должна отойти под контроль ведущих стран НАТО, Сибирь — Китаю или США, Дальний Восток — США и Японии, Поволжье — Турции, Кавказ — Великобритании и Турции. «Исторической России» уготована участь "раствориться" в мощных миграционных потоках с Востока и Юга и, в конечном счете, стать разделенной на небольшие государства, существующие под контролем информационно-финансовых центров Запада.
В наши дни ареной геополитического противоборства вокруг России стало практически все постсоветское пространство. Разновекторные интеграционные процессы здесь приняли характер жесткого интеграционного противоборства. С одной стороны, это бывшие советские республики, которые продолжают ориентироваться на Россию. Речь идет, прежде всего об Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, а также о таких государственных образования как Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия. В то же время в орбиту антироссийской стратегии оказались вовлеченными страны Балтии, Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия.
Своих целей в отношении постсоветского пространства атлантические геостратеги стремятся достичь посредством так называемых «цветных революций», которые уже имели место в Грузии, Киргизии, на Украине и в некоторых других странах. Как правило, они приурочиваются к выборам, ставка изначально делается на молодежный романтизм и радикализм, раскол в политических элитах, поддержку прозападной оппозиции. Политические и информационные технологии рассматриваются в качестве главного оружия в борьбе за власть даже в тех странах, где внутренняя обстановка далека от революционной ситуации. Легитимность «победивших революций» достигается благодаря активной и массированной политической поддержке со стороны влиятельных международных организаций, прежде всего ПАСЕ, ОБСЕ и др. В последнее время в подрывную работу против интересов России все чаще оказываются вовлеченными силы, которые тесно связаны с обеспечением функционирования наркотрафика из Афганистана в Россию и далее в Европу.
В настоящее время продолжается геополитическая борьба вокруг Союзного государства Белоруссии и России. На Западе продолжают бояться возрождения большой России.
Между тем, Республика Беларусь остается практически единственным союзным государством России на западном направлении. Лишь Минск не входит в антироссийские союзы. В связи с этим, Запад не оставляет планов дестабилизации обстановки в Белоруссии и смены власти в этой стране, обострения белорусско-российских отношений. Одновременно предпринимаются скоординированные шаги по недопущению российско-украинского диалога. Таким образом, планируется окончательно заблокировать интеграционные процессы восточнославянских стран, не допустить возрождения территории «исторической России».
Наряду с планами окончательно подорвать православное триединство белорусов, русских и украинцев, сегодня США и их союзники преследуют цель изолировать Российскую Федерацию от ведущих стран Западной Европы.
В стремлении реализовать свои стратегические планы Запад исходит из того, что только целенаправленное сдерживание морально-психологического, экономического и военно-политического возрождения России позволит им окончательно выиграть геополитическую войну на всем постсоветском пространстве и на континенте Евразия в целом. При этом особое значение придается недопущению создания Евразийского союза на постсоветском пространстве под эгидой России.
В целом, нынешнее состояние нестабильности и конфликтности в Евразии чревато непредсказуемыми последствиями для судеб мира и требует от ведущих евразийских стран объединения усилий, большей консолидации и солидарности в деле противодействия вмешательству извне, обеспечения безопасности на самом большом континенте планеты Земля. В современных условиях Россия, Китай и другие ведущие государства Евразии должны исходить из необходимости сформировать структуры обеспечения системы коллективной безопасности на материке, которая могла бы стать важной составной частью международной системы безопасности.
Россия, контролирующая значительную территорию Евразии, обладающая огромными природными богатствами и имеющая немалый потенциал геостратегических коммуникаций, может сыграть главную роль в предотвращении конфликтов на материке, формировании всеобъемлющей системы обеспечения стабильности и безопасности. Участие России во многих евразийский объединениях и, в частности, ШОС, Таможенный Союз, СНГ, ОДКБ и др. позволяет продвигать и воплощать глобальные инициативы в интересах укрепления мира и сотрудничества в Евразии.
Арена новых геополитических столкновений
В последнее время к числу евразийских проблем все чаще причисляют борьбу вокруг Арктики, где сталкиваются интересы многих стран мира. Как известно, к акватории Северного Ледовитого океана выходят территории пяти государств: Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии. В 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву, согласно которой, полный суверенитет прибрежного государства распространяется лишь на 12-мильную зону территориальных вод, на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра. Кроме того, устанавливается 200-мильная исключительная экономическая зона. Дно морей и океанов и недра под ними, не находящиеся под чьей-либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества. РФ, ратифицировав Конвенцию, стала 109-м государством, в одночасье потеряв суверенные права на 1,7 млн кв. км своего арктического сектора. Небезынтересно, что США до сих пор не ратифицировали эту конвенцию, утверждая, что она ущемляет их национальные интересы. По оценке российских и американских геологов, под дном Северного Ледовитого океана сосредоточено до 25% мировых запасов нефти и газа. В российском секторе, по предварительным данным, сосредоточено до 80% потенциальных углеводородных запасов России. В Баренцевом, Карском и Печорском морях уже открыты 20 месторождений нефти и газа. Кроме того, на шельфе Арктики есть платина, золото, алмазы, редкоземельные металлы и т. д.
По оценке российских и американских геологов, под дном Северного Ледовитого океана сосредоточено до 25% мировых запасов нефти и газа. В российском секторе, по предварительным данным, сосредоточено до 80% потенциальных углеводородных запасов России14. В Баренцевом, Карском и Печорском морях уже открыты 20 месторождений нефти и газа. Кроме того, на шельфе Арктики есть платина, золото, алмазы, редкоземельные металлы и т. д.
Несмотря на это, в 2010 г. по Мурманскому договору с Норвегией Россия отказалась от значительного территориального сектора в Баренцевом море, который богат углеводородами. В настоящее время США пытаются применить «мурманскую схему» к решению проблем Берингова моря, а возможно, и всего «проблемного района» между Восточно-Сибирским морем и Беринговым проливом. Кроме того, сегодня государства пытаются расширить свои полярные владения новым способом – доказать, что дно океана является продолжением той части континентальной плиты, на которой расположено государство. Так, Канада, Дания и Россия спорят сегодня за трансарктический хребет Ломоносова. По сути, это трансарктический мост протяженностью 1800 км и шириной 200 км. Если Россия докажет, что этот хребет является продолжением ее континентального шельфа, то это закрепит за нашей страной почти половину поверхности океана, включая Северный полюс.
Интерес к освоению арктических ресурсов подогревается прогнозами о глобальном потеплении. О своих экономических интересах в Арктике заявляют не только пять приарктических стран и северные Исландия, Финляндия и Швеция, но и страны, весьма далекие от этого региона. Все они имеют полное право работать в свободной экономической зоне. Исследования в полярной зоне проводят другие евразийские страны, в частности, Германия, Индия, Япония, Корея.
Активнее всех действует Китай. Показательно звучат слова адмирала Народно-освободительной армии Китая Инь Чжо о том, что «Арктика не принадлежит кому-либо, а является достоянием всего мира».
При этом «Китай как страна, где проживает пятая часть населения всего Земного шара, должен непременно принять участие в арктическом освоении». Сегодня Китай намерен активно осваивать новые арктические маршруты. По мнению китайских специалистов, это позволит КНР снизить себестоимость морских перевозок на 120 млрд долларов в год, значительно сократив время доставки грузов и расход топлива. Северный морской путь почти на 4,5 тыс. км короче, чем путь через Суэцкий канал.
Российскую позицию относительно Арктики нельзя оценить однозначно. Ведь за последние два десятилетия Россия свернула большинство северных программ, и эти заброшенные станции и свалки дали лишний повод упрекнуть нашу страну в неумении бережно относиться к своим ресурсам и территориям. Грузооборот «Севморпути» за последние 17 лет сократился в 5-6 раз. Невостребованными оказались практически все северные порты, которые сегодня влачат жалкое существование. Между тем Северный морской путь обеспечивает стратегическую безопасность России, ведь он проходит только по нашим водам, не зависит ни от чьих границ, и именно он является самым безопасным и кратчайшим путем для доставки грузов из Тихого океана в Атлантический.
Сергей Небренчин