Глава саудовской разведки принц Бандар бин Султан объявил о «крутом развороте» внешней политики своей страны. По его словам, отныне королевство перестанет ориентироваться на Вашингтон, игнорирующий интересы Эр-Рияда. Если эта информация подтвердится, Ближний Восток и мир в целом ждут большие изменения.
Внешняя политика Саудовской Аравии никогда не была публичной. Лидеры королевства, не видящие никакой необходимости отчитываться перед собственным народом, всегда держали в секрете свои цели и методы их реализации. Партнеры же и союзники Эр-Рияда получали все необходимые данные в конфиденциальных беседах с саудовскими дипломатами.
Именно поэтому информация о резкой смене внешнеполитических приоритетов Саудовской Аравии, одновременно — и, видимо, неслучайно — оказавшаяся в распоряжении агентства Reuters и газеты The Wall Street Journal, произвела эффект грома среди ясного неба.
Тот, кто стоял за организацией этой утечки, вне всяких сомнений, хотел дать понять, что на этот раз ситуация очень серьезная. США действительно рискуют потерять своего главного союзника в арабском мире. Строго говоря, организовать утечку об изменении стратегических приоритетов королевства мог только один человек — принц Бандар бин Султан, который фактически руководит и внешней разведкой, и внешней политикой.
О том, что эта идея принадлежит именно ему, свидетельствует такой факт: за день до публикации в Париже прошла встреча госсекретаря США Джона Керри с его саудовским коллегой Саудом аль-Фейсалом. О чем именно шел разговор, неизвестно, но, по имеющимся данным, саудовский министр не стал грозить американцу разрывом отношений. Для столь важного объявления годился только сам Бандар. Именно в разговоре с ним иностранные дипломаты и почерпнули сенсационную информацию.
Список претензий Бандара к США довольно обширен. По его мнению, американцы совершили фатальную ошибку, отказавшись от бомбардировок Сирии; идут на стратегический просчет, пытаясь наладить отношения с Ираном; Вашингтон сквозь пальцы смотрит на продолжающееся заселение палестинских территорий еврейскими колонистами и не поддерживает монархии Персидского залива в их борьбе против набирающего силу протестного движения. Кроме того, саудовцы никак не могут простить США «предательство» своего старого друга — бывшего президента Египта Хосни Мубарака, свергнутого при нерешительном молчании Вашингтона.
В сущности, Бандар имеет в виду следующее: США утратили лидерские позиции на Ближнем Востоке, не обладают никакой последовательной стратегией в этом регионе, мечутся из стороны в сторону, забывая и не ценя своих старых друзей. Если совсем коротко, то Эр-Рияд не может доверять Вашингтону, как прежде.
Причем американцы сами делают все возможное, чтобы саудовцы утвердились в своем недоверии. Перед так и не осуществленными ударами по Сирии Эр-Рияд попросил Вашингтон направить в Персидский залив дополнительные корабли. Таким образом саудовцы хотели защитить свои восточные нефтедобывающие провинции от потенциальных угроз со стороны Ирана. Однако США ответили на эту просьбу решительным отказом. Для Эр-Рияда это стало настоящим шоком.
Нетрудно представить себе ход мыслей саудовских правителей после этого инцидента. Если американцы не помогли даже с такой мелочью, то чего от них ожидать в более серьезной ситуации? Королю и его двору совсем не хочется оказаться на месте Хосни Мубарака, ради спасения которого США и пальцем не пошевелили, а потом еще и приветствовали «демократические изменения» в Египте. Отсутствие какой-либо реакции Вашингтона на шиитское восстание в Бахрейне только укрепило подозрения саудовцев относительно надежности своего «стратегического партнера». Тем более что в нефтедобывающих провинциях королевства хватает шиитов, которые, как и их бахрейнские единоверцы, жалуются на притеснения со стороны власти.
Неудивительно, что в этих условиях принц Бандар решился на свой демарш. По словам неназванного саудовского дипломата, его страна больше не хочет оказываться в ситуациях, когда она лишь следует в кильватере решений, принимаемых в Вашингтоне. Отныне Эр-Рияд хочет проводить полностью самостоятельную политику, не зависеть от американцев и не полагаться на них.
Саудовцы уже дали понять, что это может означать на практике. Во-первых, они перестанут оглядываться на мнение США по Сирии. По просьбе Вашингтона Эр-Рияд не форсировал вооружение и финансирование наиболее радикальных повстанческих групп, но сейчас ситуация может измениться: они начнут получать тяжелые вооружения, включая переносные комплексы ПВО.
Во-вторых, Саудовская Аравия будет и дальше наращивать поддержку военным, взявшим власть в Египте. США недавно существенно сократили военную и финансовую помощь Каиру, не доверяя новым властям этой страны. Эр-Рияд же видит в них прямых наследников Мубарака — большого друга и союзника королевства. Влияние саудовцев в Египте быстро возрастает.
В-третьих, Эр-Рияд объявил, что отныне станет закупать вооружения не только у США и их союзников, но и у других стран. Эта мера может крайне негативно отразиться на американском военно-промышленном секторе, обладающем большим влиянием на Капитолий. Объяснение тут простое: Саудовская Аравия последние 70 лет была одним из наиболее платежеспособных покупателей американских вооружений, истратив на них многие десятки миллиардов долларов. Уход такого клиента к конкурентам — действительно серьезная утрата.
В-четвертых, саудовские власти могут сузить присутствие на своей территории американских нефтяных компаний за счет привлечения китайских и европейских. Тут уже неизбежно начнет роптать нефтяное лобби в США.
В-пятых, сейчас Эр-Рияд держит почти все свои золотовалютные резервы (более 700 миллиардов долларов) в американских ценных бумагах. Ничто не мешает в среднесрочной перспективе пересмотреть эту политику, вложившись в евро, фунты и юани.
Еще одним последствием разрыва отношений с США может стать превращение Саудовской Аравии в ядерную державу. Эр-Рияд ранее не раз давал понять, что чрезмерное усиление Ирана и продолжение его ядерной программы не оставит королевству другого выбора. Стоит отметить, что для достижения этой цели саудовцам не понадобится создавать с нуля атомную промышленность. Они могут купить все необходимое в Пакистане, с которым у Эр-Рияда традиционно прекрасные отношения.
Появление ядерной бомбы на родине ваххабизма, Осамы бин Ладена и большинства участников терактов 11 сентября — не самая приятная перспектива для мирового сообщества. В случае реализации этих угроз отношения США и Саудовской Аравии неизбежно испортятся. Полная независимость Эр-Рияда от Вашингтона породит совершенно новую геостратегическую реальность, которая будет существенно отличаться от нынешней.
«Бесхозная» Саудовская Аравия с ее безграничными нефтяными запасами неизбежно привлечет внимание Китая, чья растущая экономика нуждается во все новых ресурсах, причем в энергетических — особенно. Формирование своеобразного альянса между этими странами не так уж невероятно. Пекин не ставит условием ведения бизнеса соблюдение прав человека, гражданских свобод и тому подобных вещей и не подставляет своих клиентов в зависимости от политической конъюнктуры.
Саудовским правителям такое отношение — как бальзам на душу. Кроме того, у китайцев есть то, чего саудовцам сейчас так остро не хватает в отношениях с США — сформированная внешнеполитическая стратегия, на которую не влияют внутренние дела в Пекине. В обмен на все эти преимущества КНР просит только одно: регулярно отгружать нефть. А именно это саудовцы умеют делать лучше всего.
В случае разрыва американо-саудовских отношений возможно появление и других, куда более экзотических альянсов и коалиций. Но на сегодня об этом говорить слишком рано. Куда важнее сейчас понять, насколько серьезны намерения Эр-Рияда. По мнению некоторых наблюдателей, утечка о смене стратегического курса — это лишь саудовский блеф, нацеленный на привлечение внимания США, позабывших о своем «стратегическом партнере» и его интересах.
Однако Джон Керри спустя день после публикации сенсационных данных признался, что отношения с Эр-Риядом действительно переживают не лучшие времена. Вдаваться в подробности он не стал, заявив лишь, что его страна по-прежнему высоко ценит своего союзника. Заявление, конечно, успокаивающее, однако американцам сейчас надо быстро переходить к действиям, чтобы Саудовская Аравия действительно не уплыла к китайцам.
Иван Яковина