В начале недели американский эксперт Дэниэл Пайпс утверждал в статье "Мусульманская Россия?", что Россия быстро превращается в общество, где доминируют мусульмане. С ним полемизирует обозреватель Forbes Марк Адоманис.
Пайпс пишет: "У страдающих алкоголизмом этнических русских, как говорят, европейский уровень рождаемости и африканский уровень смертности". Он также утверждает, что в Москве у "этнических христианок" (так в оригинале у Пайпса) в среднем 1,1 ребенка. "В Москве у татарок по 6 детей, а у чеченок и ингушек - по 10", - говорится в статье Пайпса.
Адоманис счел цифры Пайпса весьма странными. Москва - один из самых дорогих и густонаселенных городов мира, поясняет он. "Просто не могу вообразить, какие нужны ресурсы, чтобы вырастить в Москве 10 детей!" - восклицает он.
Адоманис решил выяснить, откуда Пайпс взял статистику и каковы на самом деле различия между рождаемостью у русских и мусульман. Оказалось, Росстат вообще не публикует данных о рождаемости и смертности по национальностям. Можно вычислить лишь косвенно: найти регионы, где большинство населения - этнические русские и другие славяне, и посмотреть, какой там уровень рождаемости, говорится в статье.
По подсчетам автора, в регионах, где более 90% населения - славяне (по данным переписи 2010 года), проживает чуть более 49 млн человек. В 2011 году рождаемость в этих регионах была лишь на 3% ниже, чем в среднем по России.
Население 7 традиционных мусульманских регионов - 13,8 млн человек, средний уровень рождаемости - 1,94 ребенка на одну женщину. "Невозможно увязать тезис Пайпса, что у чеченок и татарок в среднем по 10 и 6 детей, с тем фактом, что даже в традиционных мусульманских районах рождаемость ниже уровня воспроизводства населения", - пишет автор.
Итак, неправда, что меньшинства массированно обгоняют русских по рождаемости. Да, граждан другой национальности будет становиться больше, но это постепенный процесс. "Россия - не странный единичный случай, она очень похожа на большинство европейских стран, где доля титульной нации в населении должна постепенно уменьшиться на протяжении XXI века", - так завершается статья.
Forbes