Хотя маленькие дети еще не умеют говорить, они понимают многие другие элементы общения. В 18 месяцев они уже умеют определять соответствие эмоций других людей определенным ситуациям. Одурачить их невозможно.
Человеческая жизнь построена на общении и требует сотрудничества между людьми, которое в свою очередь опирается на их взаимодействие. Общение существует в различных формах (слова, жесты, различные выражения лица), по которым можно определить внутреннее состояние человека, будь то улыбка или гримаса ужаса. Чтобы успешно расшифровать это послание, нужно поставить себя на место другого: такое поведение называется эмпатией. Однако она вовсе не является врожденным человеческим качеством, а постепенно формируется по мере развития ребенка.
Диан Пулен-Дюбуа (Diane Poulin-Dubois) и Сабрина Шиарелла (Sabrina Chiarella) из канадского Университета Конкордия занимаются изучением этих вопросов. Два года назад Диан Пулен-Дюбуа руководила исследованиями, результаты которых показали, что маленькие дети не любят лжецов. Затем обе они решили подойти к вопросу с другой стороны: начиная с какого возраста детям по силам понять, что человек изображает чувства, которых на самом деле не испытывает? Их выводы опубликованы в журнале Infancy.
Дети не любят симулянтов
Во время опыта 92 детей в возрасте от 15 до 18 месяцев усадили за удобными стульями в сопровождении взрослого (одного из родителей). Далее приглашенная актриса разыгрывала перед ними несколько сценок. В одном из сценариев она изображала чувства, которые не вписывались в общую ситуацию. Так, например, она грустила, когда ей дарили игрушку. В другом случае эмоции были естественными, например, боль после удара молотком по пальцу.
При виде такой гротескной ситуации на лице у полуторагодовалых детей отчетливо проступало сомнение. «Надо мной решили посмеяться?»
Самые маленькие зрители восприняли обе сценки совершенно безразлично, что означает их неспособность связать ситуацию с выражением лица. Те, кому уже исполнилось 18 месяцев, гораздо внимательнее следили за проявлением «неподходящих» эмоций. Они дольше разглядывали лицо актрисы и чаще смотрели на пришедшего с ними взрослого, чтобы оценить реакцию того, кто, по их мнению, достоин доверия. То есть, неискренность явно вывела их из равновесия.
Подтверждают такую теорию и другие моменты. Дело в том, что в этом возрасте дети уже могут выражать сопереживание и утешать грустных людей. Но грусть должна быть искренней. Так, дети чаще пытались помочь изображавшей печаль актрисе, если ее чувства соответствовали обстановке.
Обучение эмпатии — необходимый этап развития
Сабрина Шиарелла подчеркивает важность такой адаптации: «Способность увидеть грусть и немедленно на нее отреагировать имеет последствия в эволюционном плане. Для нормальной жизни в обществе детям нужно развивать понимание поведения других людей, что опирается на оценку внутренних переживаний окружающих».
Ученые намереваются продолжить исследования, чтобы понять, насколько детям свойственно проявлять меньше внимания к чувствам симулянтов.