Сложившаяся ситуация с подписанием соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности между США и Афганистаном, похоже, становится для нынешней американской администраци серьезной проблемой. Промедление ведет к усилению влияния в регионе геополитических конкурентов (прежде всего, Китая и России), а подписание соглашения на неприемлемых для Белого дома условиях - к вполне вероятному обострению отношений с главными региональными союзниками Вашингтона.
Тот, кто регулярно следит за международной тематикой, публикуемой в американской прессе не мог не обратить внимания на шумиху в американских медиа по вопросу подписания американо-афганского соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности.
Впрочем, это и не удивительно. Ведь Афганистан находится в самом центре пересечения интересов безопасности региональных и глобальных держав - США, России, Ирана, Индии, Китая, а также центральноазиатских государств. А посему, налаживание контактов с афганским руководством, с которым в последнее время у США были сложные отношения, весьма кстати.
Для Вашингтона Афганистан - это, как метко подметил известный международный обозреватель Ф.Лукьянов, «локальное проявление глобальной проблемы: сохранение американского лидерства в мире». Выход из Афганистана без установления там хотя бы относительно управляемой ситуации означал бы серьезный удар по престижу как США, так и НАТО.
А поскольку сейчас представляется маловероятной реализация в государстве «иракского» опыта (т.е. подготовка местных сил, постепенная передача им функций управления), в Белом доме, похоже, снизили уровень своих амбиций в контексте ранних планов по Афганистану, стремясь превратить его в «умеренно стабильную страну», которая не является базой для экстремистов.
Собственно, это подтверждают и слова самого Б.Обамы: «Мы не собираемся пытаться построить здесь страну по образу и подобию Америки или искоренить последние остатки Талибана, это потребовало бы намного больше лет, намного больше долларов и намного больше американских жизней. Наша задача - уничтожить «Аль-Каиду», и именно к этому мы и движемся».
Достижение этой цели и является предпосылкой для разработки т.н. «стратегии достойного выхода» из Афганистана, которая не помешала бы имиджу США, как ведущей глобальной силы в мире.
С другой стороны, с точки зрения Москвы и Пекина, наиболее конфликтным сценарием дальнейшего развития событий считается как раз вывод американского военного контингента из Афганистана и, в то же время, их стремление остаться в регионе, прежде всего, в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане.
Исходя из этого, Россия и Китай предлагают решать афганскую проблематику с привлечением существующих там подконтрольных ведущих региональных структур, прежде всего Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ). При этом ШОС рассматривается в качестве политического гаранта, а ОДКБ - безопасности.
По мнению Москвы и Пекина, решение афганского вопроса невозможно без четкой координации шагов и диалога с участием НАТО, ОДКБ, ШОС, а также США, России и Китая.
В случае, когда каждая из заинтересованных сторон будет принимать меры безопасности в одностороннем порядке, объективное несовпадение интересов по Афганистану, очевидно, повлечет усиление недоверия между ведущими мировыми игроками и, следовательно, дальнейшую дестабилизацию ситуации в Афганистане и регионе в целом.
Разумеется, что Вашингтон считает такую позицию неприемлемой и рассматривает ее как стратегию выдавливания США из этого региона.
Таким образом, для сохранения своих в последнее время не так уж и прочных позиций Б.Обама, похоже, решил, с одной стороны, не «прогнуться» перед Россией и Китаем, а, с другой, - укрепить имидж «голубя» в глазах американских граждан.
Собственно, на это и направлена нынешняя активность американских медиа по вопросу подписания упомянутого американо-афганского соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности.
Согласно обамовскому графику вывода американских войск из Афганистана, к концу 2014 г. страну должны покинуть все американские солдаты, за исключением инструкторов, призванных помогать афганской армии, а также незначительной группировки спецназа для «контртеррористических операций» против «Аль-Каиды».
Планируется также, что упомянутые инструкторы и спецназовцы, которые останутся в стране после 2014 г. (а их, как полагают, будет до 10 тысяч человек) , будут размещаться на афганских военных базах. Это соглашение, как прогнозируют вашингтонские стратеги, должно дать понять талибам, что у них не получится переждать международное присутствие, а затем разогнать афганское правительство.
Впрочем, на деле все оказывается не так уж и гладко. У Кабула в последнее время накопилось немало претензий к Вашингтону. Ну, например, афганцы никак не могут пойти на то, чтобы в тексте угомянутого соглашения было зафиксировано, что американцы имеют право проводить операции против «Аль-Каиды» без согласования с официальными властями Афганистана.
Этот пункт воспринимается Кабулом особенно болезненно после недавнего ареста американскими военными в восточной части Афганистана старшего командира пакистанского организации «Техрик-и-Талибан» («Движение талибов в Пакистане») Латифа Мехсуда, который прибыл в эту сьрану по приглашению представителей афганской разведки для организации мирных переговоров между Кабулом, Исламабадом и талибами. По словам пресс-секретаря Х.Карзая Аймала Файзи, афганский президент «пришел в ярость», узнав о захвате американцами Мехсуда.
Кроме того, афганцы требуют от американской администрации не проводить никаких сепаратных переговоров с Талибаном, а также закрыть офис талибов а катарской столице.
Есть свои замечания по поводу соглашения с Кабулом и у Вашингтона. Скажем, в Белом доме хотели бы убрать из текста договора положение об обязанности защищать Афганистан от всех внешних врагов. Ведь, в таком случае, американцы окажутся в очень неудобном положении в случае, если нынешнее охлаждение отношений между Кабулом и Исламабадом перерастет в горячую фазу.
В общем, похоже, Афганистан становится настоящей головной болью Вашингтона. С одной стороны, надо не тянуть с подписанием соглашения с Кабулом. Ведь и геополитические конкуренты, как уже упоминалось, не дремлют. Да и внутри страны время играет на руку республиканцев, у которых кардинально противоположная позиция относительно дальнейшей афганской политики США.
С другой стороны, усиление разногласий с нынешним кабульским режимом может повлечь за собой подписание соглашения на неприемлемых для Белого дома условиях с последующим обострением отношений с главными сателлитами Вашингтона в регионе (преде всего, Пакистаном).
Афганистан поистине особенное место на мировой геополитической карте. Он уже в значительной степени сыграл роковую роль в жизни одной из супердержав в конце 80-х гг. прошлого столетия. Похоже, этот горький опыт ничему не научил и другую супердержаву.
Виталий Билан