Хотя некоторые научные издания до сих пор остаются платными, все больше исследовательских статей появляются в интернете в открытом доступе. Эта тенденция влечет за собой целый ряд как научных, так и экономических последствий
Вы знаете, кто такой Джек Андрака (Jack Andraka)? Этот 15-летний американец разработал простой и дешевый способ выявления рака поджелудочной железы. После того, как один из близких скончался от этой болезни, подросток самостоятельно придумал революционную методику, опираясь лишь на данные в интернете и находящиеся в открытом доступе результаты исследований. Поразительное достижение. Тем не менее, мало у кого вызовет удивление тот факт, что в нынешние времена бесплатной информации в сети обычный человек смог беспрепятственно ознакомиться с научной литературой. Но добиться такого удалось лишь с помощью упорной борьбы, международного движения за свободный доступ внутри научного сообщества, которое хочет вернуть себе право самостоятельно решать, где и когда появятся результаты исследований.
Издание научных материалов представляет собой прибыльный рынок, особенно в том, что касается точных наук (химия, медицина, биология, физика): в 2011 году его объемы, по разным оценкам, составили 17,3 миллиарда евро. Публикация играет огромную роль для ученых: она позволяет им рассказать о достигнутых результатах, добиться признания коллег, продвинуться в карьере и получить финансирование. Обычно они не обладают авторскими правами на выпущенные работы. Кроме того, другие ученые проводят экспертную проверку переданных в издательства материалов: этот процесс оценки представляет собой неотъемлемую часть любой научной публикации. Он позволяет подтвердить представленные результаты, прежде всего с методологической точки зрения. Однако за эту перечитку ученым не платят: сам по себе статус такого «эксперта» уже считается символическим вознаграждением. Чаще всего для публикации используются научные журналы, хотя в гуманитарных и общественных науках большую роль по-прежнему играют книги.
Жесткий контроль
Большинство читателей - другие ученые, однако по большей части (в 68-75% случаев) покупателями книг и подписок на журналы выступают библиотеки университетов и исследовательских центров. Цены настолько велики (в среднем 4,5 тысячи долларов в год за журнал по химии, и 2,32 тысячи долларов - по астрономии), что позволить себе их могут лишь организации. Кроме того, они постоянно растут, что особенно заметно после появления цифровых изданий.
Одно время издатели обосновывали рост цен затратами на адаптацию и оцифровку архивов (впоследствии они начали активно ими приторговывать). Кроме того, они имеют дело с клиентурой особого рода: хорошая библиотека просто обязана предложить посетителям необходимые в их дисциплинах издания. Распространение цифрового формата только усилило эту тенденцию: издатели предлагают журналы в рамках составленных ими самими пакетов, и библиотекам приходится договариваться о правах доступа к ним.
Но кто же торгует наукой? На рынке научных публикаций господствуют частные предприятия (акции некоторых из них даже торгуются на бирже). В целом рынок контролируют четыре компании: Reed-Elsevier (ей принадлежит 2 тысячи журналов), Springer-Verlag, Blackwell-Riley и Thompson Reuters. Их монопольное положение вызывает сильнейшее недовольство в научном сообществе: оно рассматривает ситуацию как растрату государственных средств, которые идут как на оплату труда ученых, так и на субсидии для библиотек. Кроме того, постоянное финансовое давление на библиотеки становится препятствием для распространения результатов научных работ.
Переход на «цифру» позволил переступить через ограничения бумажных изданий. Некоторые сообщества ученых быстро и массово взяли на вооружение новый формат, что послужило основой для настоящего переворота в схеме доступа к научной литературе.
От ArXiv до открытого доступа
Физикам нужно как можно скорее делиться друг с другом результатами исследований. Так, в 1991 году американец Пол Гинспарг (Paul Ginsparg) из Калифорнийского университета создал первый сервер открытых архивов hep-th (High Energy Physics - Theory, Физика высоких энергий - Теория), который сегодня известен под названием ArXiv. Ученые выкладывают на нем файлы со своими статьями (как опубликованными, так и нет). Он послужил прообразом для других проектов в течении, которое впоследствии получило название «открытого доступа» к научным публикациям.
Новая концепция была официально подтверждена в 2002 году в будапештской инициативе «Открытый доступ», которая очертила контуры двух путей для свободной публикации научных работ: зеленый путь (размещение в сети работ самими авторами) и золотой путь (публикация в открытых электронных изданиях). С 2003 года крупные университеты и научно-исследовательские центры неизменно оказывают поддержку политике открытого доступа и в частности призывают ученых разместить свои материалы на открытых серверах библиотек. В июле 2012 года Европейская комиссия обратилась к государствам-членам для реализации политики под названием «Расширение доступа к научной информации: повышение преимуществ частных инвестиций в исследования».
Во Франции воплощением золотого пути является Центр открытых электронных публикаций: ему принадлежит портал Open-edition, на котором размещаются издания по гуманитарным и общественным наукам. Что касается зеленого пути, в 2000 году Национальный центр научных исследований создал Центр прямого научного общения, главной задачей которого является обеспечение бесперебойной работы открытого архива HAL (он связан с крупными международными серверами вроде американского Pubmed Central, где находится множество архивов с материалами по естественным наукам).
В отличие от ArXiv, в HAL находятся публикации из всех научных дисциплин, которые выкладывают сами авторы (более 60% случаев) либо технические специалисты. Материалы публикуются с соблюдением авторских прав всех ученых. Данная платформа активно используется всеми французскими вузами и исследовательскими институтами. Она является важной составляющей реализации политики Европейской комиссии и получает поддержку от Министерства высшего образования и научных исследований.
Проект учитывает все технические аспекты, такие как доступность материалов по стабильным URL-ссылкам и постоянное обновление размещенных на сервере файлов.
Издатели рассматривают открытый доступ как угрозу для принятой ими экономической модели. Так, они стремятся повлиять на наличие материалов в открытых архивах, накладывая на авторов эмбарго от полугода до двух лет после даты публикации. Кроме того, они могут предложить им деньги за то, чтобы статья появилась в свободном доступе до публикации. Речь идет о так называемой гибридной модели, потому что хотя некоторые журналы и доступны по подписке, некоторые статьи можно скачать бесплатно. Журналы в открытом доступе меняют сложившуюся экономическую модель. Некоторые перекладывают производственные расходы на автора. Таким образом, финансирование поступает не после публикации в форме абонентской подписки, а до нее: автор перечисляет некую оговоренную сумму за каждую статью. Обычно эти расходы покрывает его организация или субсидирующая его исследования структура.
Сегодня вопрос открытого доступа начинает распространяться и на производные научных исследований, такие как результаты опытов и статистические данные. Это способствует скорейшему подтверждению результатов (другим группам ученых будет проще их повторить) и свободному доступу ко всем исследованиям, которые финансируются на государственные средства.
Кристин Берто (Christine Berthaud), директор Центра прямого научного общения (CCSD). Анес Магрон (Agnès Magron), комьюнити-менеджер в CCSD.