Военно-политическая обстановка в Афганистане в настоящее время характеризуется определенной активизацией подрывной деятельности Движения Талибан (ДТ) при низкой результативности действий иностранных воинских контингентов и правительственных вооруженных сил по противодействию вооруженной оппозиции. Наиболее интенсивные боевые действия ведутся в южных и восточных провинциях страны. Несмотря на масштабные совместные антитеррористические операции афганских силовых структур, включая армию и полицию (АСНБ), и Международных сил содействия безопасности (МССБ), вооруженная оппозиция продолжает укреплять свое влияние практически по всей территории ИРА.
Помимо ДТ, в стране активно действуют такие экстремистские группировки, как Исламская партия Афганистана Г.Хекматьяра (ИПА), «Аль-Каида», Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и отколовшийся от него Союз исламского джихада, а также группировка Хаккани. Ситуация осложняется тесным взаимодействием афганских и пакистанских талибов, а также масштабной инфильтрацией боевиков через афгано-пакистанскую границу. Согласно данным НАТО, численность вооруженных боевиков в Афганистане достигает более 35 тыс. человек. Хотя, если верить внутренним афганским источникам, на самом деле их число приблизилось к 60 тыс.человек. При этом общая численность их отрядов на севере ИРА превышает 7 тыс. человек, в том числе количество боевиков ИДУ составляет более 3 тыс. боевиков. Осенью 2013 года отмечается резкое возрастание деятельности боевиков ИДУ на севере Афганистана. Число атак его боевиков против АСНБ только в 1-ом полугодии 2013 г выросло на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Боевики ведут активную минно-взрывную войну, широко используя самодельные устройства, а также террористов-смертников.
Нельзя исключать, что нынешнее усиление позиций ДТ и ИДУ на севере ИРА может оказать негативное влияние на развитие обстановки в Таджикистане и Киргизии.
Одним из ключевых источников финансирования деятельности террористических группировок являются доходы, связанные с наркопроизводством и наркоторговлей. По оценке руководства МССБ, данной в апреле с.г., 35 - 40% средств на цели повстанцев поступает от наркоторговли. Выводы Управления ООН по наркотикам и преступности также указывают на тесное взаимодействие между экстремистами и наркодельцами.
Продолжается начатый в 2011 году процесс вывода войск коалиции из Афганистана. За период с января по август с.г. потери МССБ в Афганистане составили 54 военнослужащих убитыми и 574 ранеными. В представленном в СБ ООН в сентябре с.г. отчете НАТО отмечается, что потери АНСБ во втором квартале с.г. увеличились вдвое по сравнению с первым кварталом 2013 г. (конкретные данные Минобороны ИРА не публикует).
В 2012 г. американцы вывели из Афганистана 33 тыс. военнослужащих, присланных «на усиление» в 2009 году. В 2012 - 2013 гг. Великобритания также сократила свой контингент почти на 1500 человек (до 8 тыс. военнослужащих по состоянию на март с.г.) и к концу 2013 г. планирует сократить численность контингента до 5200 военнослужащих. В феврале 2013 г. Б.Обама объявил о сокращении американского контингента с 68 тыс. до 34 тыс. человек к февралю 2014 г.
После 2014 года МССБ планируется преобразовать в миссию НАТО «Resolute support» (8-12 тыс. человек, из них не менее 50% - 60% - американцы). Ее заявленные цели - подготовка кадров для АНСБ и консультирование высшего командного состава (инструктаж на уровне бригад и батальонов будет прекращен). Отдельный американский контингент (2-4 тыс.человек), к которому могут присоединиться и другие союзники США, будет решать контртеррористические задачи по борьбе с «Аль-Каидой», поскольку талибами, якобы, будут заниматься афганские национальные силы безопасности. Командовать обеими миссиями будут представители США.
Вашингтон предпринимает усилия по закреплению своего долгосрочного военного присутствия в стране после 2014 г. В мае 2012 г. между США и ИРА было подписано Соглашение о долгосрочном стратегическом партнерстве. Документ заключен на срок до 2024 года, носит рамочный характер и определяет принципы сотрудничества двух стран в сфере безопасности, а также американского содействия социальному и экономическому развитию Афганистана.
В дополнение к афгано-американскому Соглашению о стратегическом партнерстве в октябре - ноябре 2013 г. планируется заключить отдельное двустороннее соглашение о безопасности (будет регламентировать присутствие остаточного контингента США в ИРА). Основная проблема к его подписанию - иммунитет американских военнослужащих перед афганской юрисдикцией.
9 мая с.г. Х.Карзай заявил, что Афганистан разрешит США размещение 9 военных баз на своей территории, но только после того, как США предоставят Афганистану гарантии в сферах экономики и безопасности. Президент Афганистана также отметил, что США хотят сохранить военные базы в Кабуле, Баграме, Мазари-Шарифе, Джелалабаде, Гардезе, Кандагаре, Гильменде, Шинданде и Герате.
НАТО также выступает за подписание аналогичного документа о безопасности с Афганистаном, при этом за основу будет взято соответствующее соглашение между США и ИРА, в которое планируется заложить все ключевые параметры американо-афганского соглашения, включая иммунитет и привилегии военнослужащих, освобождение от налоговых и таможенных платежей, свободное передвижение по стране персонала, задействованного в обучении и подготовке военнослужащих АНСБ, без права досмотра транспортных средств, в том числе авиационных перевозок.
В настоящее время войска МССБ располагаются на примерно 300 военных базах и объектах. США проводят в ИРА работы по укреплению своих военных объектов, включая постоянные военные базы.
18 июня с.г. объявлено о начале последнего, 5-го этапа передачи, по завершении которого в декабре 2014 г. ответственность за обеспечение безопасности страны будет полностью возложена на афганские национальные силы безопасности.
В настоящее время проблемами для афганской армии и полиции являются низкая боеспособность, дезертирство, недостаточный уровень денежного содержания, широко распространенная коррупция. Каждые 3 из 10 новобранцев АНА ежемесячно дезертируют, гибнут, получают ранения или попадают в плен. Общие ежемесячные потери АНА составляют более 5 тыс. военнослужащих. Отмечена тенденция уменьшения количества добровольцев для службы в АСНБ. В январе - марте 2013 г. отмечен рост числа случаев гибели военнослужащих АСНБ от рук сослуживцев.
К марту 2013 г. общую численность афганских национальных сил безопасности планировалось довести до 352 тыс. человек, однако, согласно отчету НАТО, в апреле с.г. численность АНСБ составила только 339 тыс. военнослужащих. Количественный уровень в 352 тыс. человек МССБ планирует достичь к концу 2013 г. и поддерживать до 2018 г., во многом благодаря согласию Вашингтона обеспечить соответствующее финансирование.
Наблюдается усталость населения от длительной войны и присутствия иностранных войск на территории страны, которые бомбят населенные пункты, проводят ночные рейды, арестовывают и убивают мирных жителей, уничтожают их имущество.
В последнее время на фоне завершения военной миссии НАТО Кабул активизировал попытки добиться прогресса в процессе национального примирения. В январе с.г. Х.Карзай назначил Высший совет мира эксклюзивным представителем властей ИРА на официальных переговорах с ДТ. В марте с.г. Х. Карзай посетил Катар по приглашению эмира этой страны Х. Аль-Тани, где провел переговоры по поводу процесса примирения в Афганистане и открытия в Дохе контактного офиса талибов.
Офис талибов в Дохе был официально открыт 18 июня с.г. При открытии офиса произошел конфликт, вызванный талибами, которые разместили официальную символику «Исламского эмирата Афганистана» на здании офиса (вывеску «Политический офис «Исламского эмирата Афганистан» и флаг эмирата). Совет нацбезопасности ИРА на следующий день обнародовал заявление о приостановке переговоров с США по афгано-американскому соглашению о безопасности в связи с ситуацией вокруг офиса ДТ в Катаре и вскоре после этого под давлением США и Катара флаг и вывеска были убраны с территории офиса.
9 июля с.г. ДТ заявило о приостановке деятельности своего недавно открывшегося офиса в Катаре и свернуло все международные политические контакты в связи с якобы неурегулированностью вопроса о праве называть офис «Политическим бюро Исламского Эмирата Афганистан», а также иметь над ним флаг исламистов.
1 сентября с.г. официальный представитель МИД ИРА Д.Мусазай заявил, что правительство Афганистана работает над открытием талибского офиса на территории Афганистан, пытаясь добиться согласия ДТ на открытие офиса и проведение переговоров в Кабуле, гарантируя при этом безопасность и иммунитет офису и его сотрудникам. Однако если ДТ не желает открывать свой офис в ИРА, то правительство готово на проведение мирных переговоров на территории Саудовской Аравии или Турции.
В стране продолжается подготовка к президентским выборам, намеченным на 5 апреля 2014 г. В июне с.г. начался процесс регистрации и перерегистрации избирателей. Тогда же парламент ИРА принял новую редакцию избирательного закона, утвержденную Президентом ИРА. Х.Карзай подписал одобренный парламентом ИРА законопроект о деятельности Комиссии по жалобам на нарушения в ходе выборов. В соответствии с документом, членами комиссии будут назначены граждане ИРА. Входившие ранее в эту структуру сотрудники ООН будут освобождены от занимаемых должностей.
В начале августа с.г. новым Председателем Независимой избирательной комиссии (НИК) избран М.Ю.Нуристани, ранее занимавший посты зам. Министра обороны ИРА и губернатора провинции Герат (имеет также гражданство США). Заместителем председателя НИК стал А.Р.Хотаки, секретарем Комиссии - Г.Ачакзай.
6 октября с.г. завершилась кампания по регистрации кандидатов на пост президента ИРА. Всего было зарегистрировано 27 кандидатов, включая нынешнего мининдел З.Расула, бывшего мининдел А.Абдуллы (таджик), А.Г.Ахмадзая (пуштун), А.Р.Сайяфа (пуштун), Каюма Карзая (пуштун, брат Х.Карзая), бывшего минобороны А.Р.Вардака (пуштун) и ряд других политических деятелей страны.
В соответствии с Конституцией ИРА, Х.Карзай, находящийся на посту президента второй срок подряд, больше не может выставлять свою кандидатуру. Избирательная кампания стартует 17 ноября с.г. и завершится 2 апреля 2014 г.
В начале сентября с.г. в Кабуле официально объявлено о формировании оппозиционного блока «Выборный альянс Афганистана», созданного с целью выдвижения единого кандидата на президентских выборах. Всего в состав блока вошли 14 политических партий и ряд ведущих политиков страны, включая Национальный Фронт Афганистана (А.З.Масуд), Партию исламского единства народов Афганистана (М.Мохаккек), Национальную коалицию Афганистана (А.Абдулла), Национальное исламское движение Афганистана (А.Р.Достум), губернатора провинции Балх А.М.Нура, бывшего руководителя ГУНБ (спецслужба) А.Салех, бывшего спикера парламента Ю.Кануни, главу Высшего Совета мира С.Раббани и других.
Объявлено также о создании другого предвыборного блока (до сих пор не получившего названия), в состав которого вошли бывший Постпред США в ООН и Посол в Ираке и Афганистане З.Халилзад, министр торговли и промышленности ИРА А.Х.Ахади, а также бывший министр внутренних дел А.А.Джалали.
26 мая с.г. Независимая избирательная комиссия ИРА начала первый этап регистрации избирателей. По состоянию на 9 октября с.г. в стране зарегистрировано более 2 млн новых избирателей, в т.ч. более 650 тыс. женщин.
Глава секретариата Независимой избирательной комиссии (НИК) ИРА З.Амархейл отметил наличие серьезных опасений относительно обеспечения безопасности избирательных участков в связи с предстоящими президентскими выборами. З.Амархейл отметил, что 3410 из 6845 участков подвергаются значительным угрозам, что ставит под сомнение возможность проведения выборов как таковых.
Поэтому на сегодня никто не может предсказать будущее страны на ближайшую перспективу. Пока там еще находятся значительные силы НАТО и их союзников, определенная стабильность в Кабуле и крупных городах еще можно гарантировать. Но после это все может начать обрушаться как снежный ком, приведя сначала к анархии, а потом к приходу к власти Талибов, которые вернут ИРА во времена ваххабисткого эмирата до 2001 года, где будут действовать только законы шариата.
Виктор Титов