Цены в магазинах не обсуждаются, пожалуй, только в среде самых равнодушных. Разукрашенный и яркий, как рекламный постер, капитализм, с белозубой улыбкой лезет в наш карман и безжалостно вынимает нажитое непосильным трудом. Было бы не так обидно, если бы надбавленную стоимость получал производитель, или хотя бы первый поставщик: на деле, товар, минуя целую цепочк, посредников приходит к потребителю по заоблачной стоимости.
Прежде чем перейти к наглядным примерам ценового безумства среди поставщиков и реализаторов, стоит отметить, что их бесчинства порождены действиями государства, а точнее, его бездействием. На контроле у госорганов - установление порогового значения на продтовары и мониторинг действующих цен на прилавках. И на этом их полномочия заканчиваются. Никаких воздаяний за превышение установленных оптимальных норм нет. Предприниматели же в корне недовольны таким халатным, по их мнению, отношением к рынку.
«Следят за ценами только на молоко и хлеб. Остальные продукты выпадают из их поля зрения. Нужно на законном уровне предпринимать меры, а пока никто не имеет право регулировать ценники, поэтому товар дорогой», - сетует один из североказахстанских предпринимателей.
В агентстве по защите конкуренции не без доли сарказма напомнили, что мы живем в мире свободной конкуренции. Значит ли это, что все участники рынка вольны поступать в угоду своих желаний и амбиций? Плюс в ведомстве добавили, что как такового регулирования цен на продтовары у нас нет, и соответственно процент накрутки устанавливают сами бизнесмены. Вот и приходится покупателям искать менее алчного продавца. Но об этом позже…
Притчей во языцех также стали супермаркеты – магазины, с легкостью вошедшие в наш быт, отдаленно напоминающие совковские ЦУМы. Но если в последние товар поступал по сети потребсоюзов, то в оплоты коммерции наших дней снедь, бытовая мелочевка и химия стекаются от тысяч поставщиков. Так и должно быть - рынок, конкуренция… Но, как оказалось, за натертыми до блеска фасадами памятников капитализма царит махровая ежовщина. И рядовому предпринимателю, желающему только одного - угодить покупателю, нарастить поставки до максимума - вход сюда заказан. Здесь играют только по одним правилам: максимум выручки, и как можно скорей. Здесь, похоже, наплевать на главный принцип торговли - оборот прежде всего.
Маркет - «супер»!
В редакцию газеты «КазахЗерно.kz» обратился предприниматель, много лет занимающийся поставками восточных сладостей - орехов и сухофруктов - на рынки Казахстана. Желая сохранить добрые отношения с другими своими партнерами, он пожелал остаться не названным, но далеко не рыночные отношения, которые он испытал на себе, попытавшись пропихнуться в один из главных магазинов столицы - гипермаркет «Green», не позволяют ему молчать…
- Мы занимаемся сухофруктами и орехами уже несколько лет. Ведем бартер с иранскими партнерами, - начал свой рассказ Кайрат. - С первых дней работы наше предприятие поставило себе принцип - снижать себестоимость товара, чтобы покупателю столь полезные продукты питания доходили как можно дешевле. Да, мы, по сути, тоже являемся посредниками, но не растут эти фрукты и орехи у нас в стране, а ниша для Казахстана новая и весьма привлекательная для бизнеса. Мы вынуждены их импортировать. Для того, чтобы снизить цену, мы ведем бартерообмен на востребованные в Иране зерновые - пшеницу, ячмень.
- Второе. Всем известно, какова доля затрат в стоимости фасовки. Но зачастую за красивой оберткой скрывается некачественный товар. Мы пошли другим путем - используя самую простейшую, экологически чистую тару, постарались, чтобы внешне наши орешки выглядели так, чтобы покупателю, уже глядя на них, хотелось получить максимум витаминов и питательных веществ. Для этого нашли надежных партнеров из числа производителей в Иране, у них товар никогда не залеживается, проходит калибровку и ежедневную оценку качества. Рекламировать особо не пришлось - потребитель быстро оценил наши старания. Поставки стали расти как на дрожжах, - продолжает собеседник.
Минувшей зимой Кайрат и его компания почувствовали в себе силы освоить мега-рынки столицы.
- Повсюду твердят о здоровом питании, об отказе от тяжелых продуктов. Где еще вы найдете столько богатых витаминами продуктов, как не в наших сухофруктах? Вот мы и решили выйти на массового покупателя, составили специальное коммерческое предложение для супермаркетов Астаны. Сопротивления особо не встретили нигде… кроме сети «Green». Вы знаете, это такой бастион, который нужно брать на измор, штурмом, как угодно - но не обычными средствами коммерции, где, прежде всего, главенствует выгода.
И причин для негодования у предпринимателя набралось очень много.
- Ведь мы с самого начала понимали, что рынок очень серьезный, готовились к конкуренции, готовились к усиленному маркетингу. Поэтому, чтобы не быть голословными в своих суждениях заказали независимый мониторинг рынка сухофруктов и орехов. Вычислили среднеарифметические цены на каждый из товаров и снизили свои соответствующе. Обновили даже знания по позиционированию товаров нашей группы, другими словами узнали, как покупателю удобно, с какого момента он начинает доверять продукту, с какого момента у него появляется желание его купить, - говорит Кайрат.
Но все эти выкладки разбились о догму неприступных «законов», царствующих за стенами гипермаркета.
- Проблемы начались с первых дней. Почти месяц нам пришлось убеждать руководство «Грина» в том, что фасовать наш товар вообще не нужно. Потом пошли проблемы с витриной. Кое-как мы пропихнули свой вариант столь важного элемента торговли. Но это все мелочи по сравнению с тем, в какую кабалу нас вознамерились загнать, обложив процентами. Считайте сами, - Кайрат достает договор на поставку товара. - По допсоглашению к этому договору за то, чтобы просто войти в список поставщиков гипермаркета, единовременно выплачивается 100 000 тенге (не понятно за что), 5% от общей суммы взимает магазин за продвижение товара. 0,5% выплачивается по итогам года, 8% - за что бы вы думали? - за «оказание услуг по доставке товара» - написано в договоре. На деле же это просто работа грузчиков, хотя весь путь товара от склада к прилавку обеспечивают наши люди! Плюс к этому за каждую позицию - единовременно 2500 тенге, за добавление новых товаров - еще 2500. По самым скромным подсчетам, накрутка супермаркета составляет 40% от стоимости товара. В итоге самый популярный продукт - арахисовые орешки у нас стоят 495 тенге за килограмм, после наценки супермаркета они будут стоить больше 700 тенге. За что?
Отдельно стоит остановиться на пункте, так называемых, бонусных выплат поставщика за продвижение товара, что, по сути, является маркетинговым ходом. Однако вся рекламная деятельность покупателя заключается лишь в расстановке товара на торговом прилавке. А за это в качестве премии покупатель требует 5%. Аналогичная хитрость скрыта в договоре под пунктом компенсации расходов за фасовочный материал. Предприниматели, заинтересованные в качественной упаковке своего товара, делают это самостоятельно, а должны отдавать покупателю 2%.
Глобализация. Перезагрузка
Магазинчик Геворга Текояна знают многие в Петропавловске. Это настоящий рай для сладкоежек. Обилию конфет, печенья и экзотических лакомств позавидует любой самый навороченый магазин. Цены - как раз на те самые 40-50 процентов, о которых говорил наш предыдущий комментатор, ниже. Пакетик миндаля, который в супермаркете стоит порядка 600 тенге, при этом имеет весьма не презентабельный вид, у Геворга стоит 300 с небольшим.
- Зачем мне людей обманывать? - без лукавства заявляет предприниматель. - Если товар на самом деле стоит столько, для чего взвинчивать цену? Жадность - это просто не выгодно. Не хочу, чтобы мой товар лежал в ожидании толстосума, которому все равно, сколько платить…
В этих словах есть большое зерно истины. Кстати, о зернах… Пока мы беседовали с Геворгом, он успел продать пакетиков 20 восточных сладостей. А двое покупателей набрали целые комплекты. Для вошедших прочно в моду блюд с ассорти из орехов и сухофруктов.
Монополизацию пытались искоренить…
Стоит вспомнить, что вопрос по монополизации импорта продовольственных товаров обсуждался Правительством еще три года назад. Тогда, до утверждения Программы по развитию конкуренции в РК, было ясно, что несовершенство законодательства в сфере торговли позволяет существовать институту спекулянтов-посредников, а также практики диктата и дискриминационной политики ретейла в отношении отечественных производителей. А именно в дополнительных выплатах поставщиками (плата за вход, за полку, рекламацию и т.п.). В результате этого по определенным товарам удорожание происходило до 30-40 %.
Местные поставщики, по сути, кредитовали сеть супермаркетов, когда оплачивали всякого рода бонусы и получали расчет за поставленную продукцию через 2-3 месяца после ее реализации. Тогда это считалось монополией на поставку продовольственных товаров, когда порядка 35 % продукции в крупные супермаркеты поставляет одна - две компании-импортера. Причем фирмы обладают эксклюзивными правами от производителей. В результате размеры наценок на такие товары достигают до 100 %.
Все это приводило к вымыванию доли казахстанского содержания на прилавках супермаркетов, монополизации импорта продовольственных товаров, а также удорожанию продуктовой корзины. В отдельных супермаркетах была установлена олигополия на поставку продовольственных товаров, когда порядка половины поставляемой продукции выставляет одна - две компании (ТОО «GREEN HOUSE DISTRIBUTION» через ТОО «Рамстор Казахстан»). Причем данная продукция является импортной.
Отметим, что основными формами навязывания дискриминирующих условий являлись поставки товара на наилучших условиях. В том числе установление индивидуальных цен, которые должны быть ниже на 5 и 18 %, чем для других организаций. Также стоит выделить наличие права возвращать товар поставщику, если в течение не менее чем двух дней со дня приемки товар не был реализован.
Это приводило к вытеснению с рынка мелких реализаторов - субъектов малого предпринимательства, и увеличению уровня монополизации рынка ретейла крупными субъектами. Так же вело к сужению предпринимательской активности малого бизнеса, необоснованному росту цен и созданию искусственного дефицита на продовольственные товары.
В качестве стимулирования развития конкуренции на рынке продовольственных товаров было решено разработать план по строительству современных оптово-розничных супермаркетов, работающих напрямую с производителями продовольственной и плодоовощной продукции. Также следовало проработать вопрос заключения прямых договоров между иностранными производителями продовольственных товаров и отечественными торговыми сетями, исключив эксклюзивность при импорте продовольственных товаров. Взять под контроль создание ассоциации ретейлеров и сельхозтоваропроизводителей, разработать типовое положение о недискриминационном доступе отечественных сельхозтоваропроизводителей в торговые сети и создать условия для стимулирования объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей.
Сроки реализации программы заканчиваются в 2014, да только решительных изменений ни поставщики, ни население так и не заметили…
Мы за ценой не постоим…
Редакция газеты решила подробно разобраться в том, регламентируется ли властями ценообразование в сети розничной продажи. И именно в монстрах торговли - супермаркетах. Ведь мы на каждом углу слышим, как чиновники борются с необоснованным повышением цен. Еще жив в памяти драматизм прошлой осени, когда мукомолов и хлебопеков государство поставило на грань выживания, ради выполнения идеи по удешевлению социального хлеба, которую почти все участники рынка назвали бредовой.
Нас заинтересовал вопрос надбавок на стоимость продуктов питания в супермаркетах Казахстана, и соответственно их регулирование. В поиске ответов нашим корреспондентам пришлось обзвонить не одно ведомство (как республиканские, так и областные), ни в одном из которых так и не смогли точно сказать, кто же сведущ в этой теме. Впрочем, мы не удивились… Но найти ответы все же удалось.
О том, что продуктовые прилавки действительно исследуются, и регулярно проводится оценка служащими госуправлений на стоимость товаров, нас убедили в акимате Северо-Казахстанской области.
«Мониторинг на стоимость социально значимых продуктов питания проводится еженедельно. Каждая торговая точка закреплена за определенным управлением», - заявила Евгения Сальникова, начальник отдела предпринимательства, сельского хозяйства и ветеринарии акимата г. Петропавловска.
Итак, стало понятно, что за рынком наблюдают. Ни для кого не секрет, что действующие в супермаркетах страны цены на продукты питания в большинстве случаев лишь результат расчета самого предпринимателя. Но отслеживает ли государство соотношение их реальной и розничной стоимости, и предпринимаются ли меры по удерживанию амбиций частников, а именно сдерживают ли доступные для населения цены на продукты питания.
«На сегодняшний день уже 2 года работает постановление правительства, по которому устанавливается пороговое значение на продтовары. Это происходит ежеквартально. Прогнозируемые цены с учетом роста инфляции устанавливаются по каждому виду товара. Если где-то идет превышение, то подается от акиматов заявка в Министерство экономики и бюджетного планирования, который рассматривает, повсеместно исследует рынок на целесообразность повышения цен. Но за период практики такого не было», - разъяснила руководитель управления анализа агропромышленного комплекса Агентства по защите конкуренции Акмарал Джилысбаева.
С ее слов, предельно допустимых цен в Казахстане не ввели до сих пор. Да и вообще, как такового регулирования цен на продтовары у нас нет, государством этот вопрос не регулируется. Кстати говоря, на вопрос: «Существуют ли наказания за нарушение установленных ценовых рамок» - мы получили отрицательный ответ. В обязанность соответствующего органа, МЭП, входит лишь установление порогового значения цен на продукты.
«У них есть своя методика, по которой они и работают. Весь рынок - это конкуренция. Мы давно отошли от плановой экономики», - подытожила Акмарал Джилысбаева.
Но, пересчитав деньги на выходе из супермаркета, так и хочется всплакнуть о старом совковом госплане…
Саша Бло