Если верить заявлениям европейских и американских дипломатов и западной прессе, может показаться, что военные отстранили от управления государством демократически избранный режим «Братьев-мусульман», а выходки террористов – месть низов общества.
На самом же деле весь египетский народ одержал этим летом важную победу.
И поскольку падение президента Мухаммеда Мурси и его партии ожидалось населением с большим нетерпением, это его ожидание было довольно активным.
А причина состоит в том, что «Братья-мусульмане», формально победившие в ходе последних выборов, проводили такую же реакционную политику, что и Хосни Мубарак. От нее страдали широкие слои населения.
Зато она не шла вразрез с неолиберальными экономическими принципами, которые принято называть «Вашингтонским консенсусом», и удовлетворяла МВФ. Поэтому США и Евросоюз были вполне довольны египетскими властями, их не смутили даже заявления Мурси о том, что его администрация не намерена соблюдать демократические нормы и что, более того, она мобилизовала преступные группировки, чтобы преследовать народные антиисламистские движения.
Людей пугали гражданской войной, а действовал Мурси как настоящий диктатор. Социальная и хозяйственная политика исламистов была сокрушительна: безработных становилось больше, цены – все выше, государственные финансы расстраивались все сильнее. А власти пытались решать все проблемы за счет иностранных займов, повышения налоговой нагрузки на трудящихся и во всем следовали рецептам международных неолиберальных институтов, таких как МВФ. Стоит ли удивляться, что экономическое положение страны при «Братьях-мусульманах» ухудшилось?
В итоге почти все население оказалось настроено против них: шутка ли, целых 25 миллионов египтян подписали требование отставки Мурси! Что лишний раз доказало, что он был избран только благодаря фальсификациям и подкупу избирателей, а вовсе не потому, что население страны поддерживает исламистов. Именно поэтому и египетские судебные органы ранее не признали законность победы «Братьев-мусульман».
Однако Вашингтон хотел именно их видеть во главе страны. И они оказались у власти. Не забудем и то, что высший командный состав египетской армии сильно избалован деньгами из США и стран Персидского залива... Поэтому взятие армией президента Мурси под стражу было бы абсолютно невозможно без воли офицерского состава и простых солдат.
Но и движение улицы против исламистов сыграло свою роль. Около 90% взрослых египтян участвовали в уличных акциях против Мурси и «Братьев-мусульман». По данным полиции – 16 млн человек. И что сделал Мурси?
Он до такой степени потерял чувство реальности, что стал угрожать им гражданской войной... К счастью, быстро выяснилось, что перевес не на его стороне – исламисты не смогли мобилизовать более нескольких сотен тысяч платных сторонников. А противостояли им миллионы, и военные в том числе. Это не означает, что они радикальны политически, что они социалисты – вовсе нет, но наши офицеры и солдаты настроены патриотически.
Да, исламисты попытались разжечь гражданскую войну в Египте, но у них не вышло, потому что люди хотят мира, нормальной работы и жизни. Новые власти сделали многое для того, чтобы пресечь террористическую активность «Братьев-мусульман» и иных реакционных организаций. В результате сейчас поездки на отдых в Египет совершенно безопасны. Туристам не стоит бояться. Но нужно признать, что сам туристический бизнес в стране пострадал из-за опасений людей ехать в страну. Правда, положение и здесь постепенно нормализуется.
Сегодня, впрочем, исламисты никуда не делись, они есть, но находятся в подполье. Все, на что у них хватает сил, – это отдельные акты насилия, что и показали недавние события. Но важно здесь другое: они в изоляции, народ Египта их не поддерживает.
Конечно, большинство египтян придерживается религиозного образа мысли. Но людям не нравится, когда политики от лица бога заставляют что-то делать, они не хотят терпеть несправедливость и унижения. «Братья-мусульмане» споткнулись именно на этом. Они почему-то решили, что их идеологические инструменты идеальны, и проигнорировали потребность общества в демократизации отношений, в том числе и между полами. И просчитались: да, наши люди мыслят религиозно, но это еще не означает, что они могут позволить кому-то использовать бога как дубину. И не случайно египетская революция изначально была светской по духу – Мурси не удалось вернуть общество в прошлое.
Но вот парадокс: США все это время были на его стороне – они поддерживали его до конца, как некогда помогали Мубараку.
Западные демократии, особенно США и Израиль, и страны Персидского залива откровенно боятся возрождения Египта. Именно поэтому они ненавидят демократические, социально-прогрессивные силы в нашей стране. И хотя партия «Братьев-мусульман» потерпела сокрушительное поражение, они будут пытаться разжечь у нас гражданскую войну. Да, пока это у них не выходит, наш народ в массе их не поддерживает. Однако есть еще Ливия с ее исламистскими террористическими базами. И сегодня мы видим, как оттуда и с Синайского полуострова в Египет проникают боевики, так называемые джихадисты, по сути уголовные наемники. Проникают, чтобы накалить обстановку.
Уверен, египетская нация и армия сильнее исламистских противников, как бы ни поддерживали их США. Однако будущее страны зависит от того, удастся ли нам в ближайшие годы выстроить новую, отключенную от Вашингтона экономическую политику. Иллюзий в обществе нет, и оно активно, а это значит, что египетская революция продолжается. Мой прогноз – оптимистичный: Египет будет свободен и от исламистов, и от контроля США.
Самир Амин