Таможенный союз, равно как и его перспективы, сегодня является одной из наиболее обсуждаемых тем на постсоветском пространстве и не только. И это понятно, ведь от участия в торгово-экономическом сообществе уже выиграли как бизнесмены и потребители, так и страны - участницы данного межгосударственного объединения. Кроме этого, создание Тамо-женного союза России, Казахстана и Белоруссии помогло сообща и быстрее преодолеть последствия мирового экономического кризиса. Эти и другие аспект триумвирата бывших советстских республик в своем материале изучал корреспондент «Литера».
«Пришло время, когда этот пузырь лопнул, поэтому наш Тамо-женный союз Единого экономического пространства, продвижение к единому экономическому союзу России, Казахстана и Белоруссии - это как раз ответ и выход из положения в наших условиях», - отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев.
Вместе с тем нельзя утверждать, что путь создания Таможенного союза был простым. Ведь известно, какие трудности пришлось преодолеть главам Казахстана, России и Беларуси в процессе реализации данной интеграционной идеи. Однако, как и ранее, взвешенная государственная политика стала залогом успешного решения проблем, возникающих на пути к построению и эффективному функционированию Таможенного союза.
Как отметил Лидер Нации, Казахстан, Россия и Беларусь способны создать лучшее объединение, чем Евросоюз, если они учтут его недостатки и провалы. По его словам, создавать Единое экономическое пространство трех стран Таможенного союза нужно не торопясь, чтобы всем было очевидно, что это равноправное объединение. Между тем Казахстан, как и ранее, придерживается политики укрепления и расширения двусторонних связей и интеграционных процессов, отвечающих национальным интересам республики.
«За годы независимости Казахстан состоялся как равноправный участник международных процессов и нам удалось создать благоприятные внешние условия… Мы будем укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство», - напомнил Глава государства Нурсултан Назарбаев в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Положительная статистика уже не раз доказывала преимущества создания интеграционного объединения Казахстана, России и Беларуси.
Конечно, можно услышать неоднозначные комментарии в отношении торгово-экономических связей и их объемов в рамках Тамо-женного союза, но здесь необходимо учитывать относительно короткий период существования данного интеграционного объединения. Вместе с тем уже сейчас, подводя промежуточные итоги, можно отметить определенные успехи.
Однако Казахстан, Россия и Беларусь имеют в числе преимуществ то, что в трех странах благосостояние достигается не за счет долгов, как в Европе, и этим странам не приходится уменьшать зарплаты и пенсии. Постсоветское пространство неоднородно, и интеграция выгодна странам с примерно равными условиями и желанием населения объединяться, заявил президент Казахстана.
Напомним, что официально Таможенный союз трех стран заработал с 1 января 2010 года, когда было введено единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. С 1 июля 2010 года в силу вступил Таможенный кодекс, согласно которому «единую тамо-женную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-участников Таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-участники Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией».
Дальнейшее развитие Таможенного союза предусматривало снятие таможенных границ между Россией и Казахстаном, а также Россией и Белоруссией с 1 июля 2011 года, а с 1 января 2012 года начало действовать Единое экономическое пространство, на котором применяются единые принципы работы бизнеса. На союзном уровне создана комиссия Таможенного союза, в которой 57 процентов принадлежит российской стороне и по 21,5 процента - Беларуси и Казахстану.
Основными достижениями Таможенного союза являются: во-первых, беспошлинное перемещение товаров как собственного производства, так и иностранных товаров выпущенных в свободное обращение в одной из стран-членов ТС, при наличии соответствующих документов. Во-вторых, отмена мер нетарифного регулирования между странами-членами ТС (такие, как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам ВЭД) и, наконец, сокращение нормативного срока выпуска товаров в свободное обращение и др.
К 1 июля 2011 года у трех стран появилась общая таможенная граница и единая таможенная территория, где стали действовать унифицированные таможенные правила, обязательные для всех участников союза, обеспечено единство управления таможенными службами и отменяется таможенный контроль на внутренней таможенной границе. Дополнительно в рамках действующего объединения устанавливается общий таможенный тариф и применяются единые меры нетарифного регулирования.
В чем же смысл интеграции стран в рамках Таможенного союза? А он состоит в объединении национальных экономик в один комплекс, который в свою очередь предполагает: во-первых, согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития, во-вторых, выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики и, наконец, устранение межгосударственных таможенных барьеров.
Кроме этого, каждая страна, став членом Таможенного союза, получает от своего участия дивиденды в виде роста товарооборота внутри страны. В свою очередь повышение экспортно-импортных операций стимулирует наращивание промышленного и сельскохозяйственного производства внутри стран. Параллельно наблюдается повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на рынках стран-участников Таможенного союза.
Так, объем внешней торговли государств-членов Таможенного союза с третьими странами в 2012 году составил 939,3 млрд долларов. Об этом сообщается на официальном сайте Евразийской экономической комиссии. По оперативным данным, экспорт в третьи страны в 2012 году составил 600,1 млрд долл., импорт - 339,2 млрд долл. По сравнению с 2011 годом объем внешней торговли увеличился на 3,2 процента, или на 28,7 млрд долл.
При этом стоимостной объем экспорта товаров возрос на 2,6 процента, или на 15,5 млрд долл., импорта - на 4,1 процента, или на 13,2 млрд долл. В 2012 году сложилось положительное сальдо внешней торговли товарами в размере 260,9 млрд долл. Притом что в 2011 году его величина составляла 258,7 млрд долл.
Отметим, что объемы взаимной торговли государств - членов Тамо-женного союза в минувшем году составили 68,6 млрд долл., или 108,7 процента к уровню 2011 года. В том числе между Россией и Беларусью взаимная торговля выросла на 9,6 процента и составила 43,9 млрд долл., между Россией и Казахстаном - увеличилась на 6,8 процента до 23,8 млрд долл., между Беларусью и Казахстаном - возросла на 15,1 процента до 0,9 млрд долл. Удельный вес товаропотоков между Россией и Беларусью сложился на уровне 64,0 процента, между Россией и Казахстаном - 34,7 процента, Беларусью и Казахстаном - 1,3 процента.
В текущем году также сохраняется положительная динамика. Это подтверждают основные итоги социально-экономического развития государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (ТС и ЕЭП) в январе-сентябре 2013 года, рассчитанные с использованием данных национальных статистических служб государств - членов ТС и ЕЭП.
Наибольший прирост в январе-сентябре 2013 года наблюдался в сфере оборота розничной торговли. Этот показатель в целом по трем государствам за девять месяцев составил 4,7 процента.
При этом в январе-сентябре 2013 года прирост объема промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил в Казахстане 2,1 процента. В России - увеличился на 0,1 процента, а в Беларуси - снизился на 4,6 процента.
На фоне замедления развития мировой торговли внешняя торговля наших интеграционных образований демонстрирует более высокий рост. В 2012 году темпы прироста взаимной торговли между государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства почти в 2 раза превышают аналогичные показатели по внешней торговле с третьими странами.
При этом интересы Казахстана максимально продвинулись и в рамках Единого экономического пространства, которое должно обеспечить огромный рынок сбыта для казахстанских производителей, что в свою очередь должно стимулировать отечественный бизнес к производству конкурентоспособных товаров и услуг. Как отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»: «Наша ближайшая цель - создать Евразийский экономический союз. При этом мы четко заявляем, что вопросы будут решаться консенсусом. Политический суверенитет не будет ущемляться».
Андрей Королев