В Пекине проходит 16-я встреча руководителей Китая и Евросоюза. В центре внимания — вопросы двусторонних торговых отношений, инвестиционная деятельность, сотрудничество в сферах энергетики, сельского хозяйства и гуманитарных обменов. Эта встреча примечательна не только тем, что наметила планы будущего сотрудничества, но и тем, что стала подведением итогов 10 лет стратегического партнерства ЕС и КНР.
Несмотря на растущую экономическую взаимозависимость, отношения ЕС и КНР продолжают оставаться сложными. На второй план уходит прежняя напряженность в политической области, связанная с критикой Пекина со стороны европейских лидеров за нарушения в сфере прав человека. Тем не менее, экономическое сотрудничество, в целом очень успешное, то и дело омрачается торговыми спорами.
В среду с председателем Евросовета Ромпеем и главой Еврокомиссии Баррозу встретился председатель КНР Си Цзиньпин. Во время переговоров с лидерами ЕС, глава КНР сказал, что его страна рассчитывает на создание Евросоюзом благоприятных условий для ведения китайскими компаниями торговой деятельности в Европе. Создание благоприятного торгово-инвестиционного климата, откладывание в сторону взаимных претензий действительно важно для обеих сторон, особенно учитывая нынешнюю сложную ситуацию в мировой экономике.
Для китайской стороны это — дополнительная возможность через сотрудничество с европейскими компаниями получить выгодные инвестиционные контракты, вложить деньги в проекты, связанные с высокими технологиями. Например, китайские компании активно вкладываются в проекты в таких сферах, как строительство атомных станций, авиапром, космос и др. Китаю в Европе нужны не только рынки сбыта, но и источники получения передовых технологий. Для Евросоюза Китай — ведущий (второй после США) торгово-экономический партнер, ослабление отношений с которым было бы чувствительным ударом для неустойчивой европейской экономики.
Усиление протекционизма как раз и является признаком неуверенности в перспективах экономического роста в ЕС. И здесь есть определенное противоречие. Европа, с одной стороны, заинтересована в расширении своего присутствия на китайском рынке, но в то же время не спешит открывать для китайских компаний определенные сектора экономики, где Китай имеет существенные преимущества.
Весной этого года Еврокомиссия начала антидемпинговые и антидотационные расследования в отношении произведенных в Китае сетей беспроводной связи и ключевого оборудования к ним. Ранее в нечестной конкуренции были обвинены и китайские компании, экспортирующие в ЕС продукцию для солнечной энергетики. С решениями этих вопросов Китай будет и в дальнейшем связывать возможность финансово-кредитной помощи «проблемным странам» Евросоюза.
Правда, КНР сама сегодня испытывает некоторый спад в темпах прироста ВВП (до 7,7%). При этом, китайская экономика стоит перед сложной задачей дальнейшей, «плавной либерализации» экономической модели, перестройки ее отдельных институтов.
Завершившийся 3-й Пленум ЦК КПК подтвердил этот тренд. В этих условиях роль Европы как одного из стратегических экономических партнеров в глазах Китая будет только повышаться.
Многие китайские эксперты в последнее время пишут о необходимости пересмотра европейского вектора КНР в сторону наращивания высокотехнологического импорта ЕС в Поднебесную и переноса акцента своей экономической политики из США в Европу. Возможность такого поворота ученые связывают с тем, что, в отличие от отношений Китая и США, у КНР и ЕС нет ярко выраженных стратегических противоречий и соперничества.
Мелкие торговые трения между Европой и Китаем вполне можно урегулировать, в то время, как китайско-американские отношения все время «балансируют между взаимной выгодой и взаимным сдерживанием».
Сергей Лузянин