Китайские власти сообщили об отказе от строгого следования политике "одна семья – один ребенок". К этому страну подтолкнула проблема старения: через 20 лет Китай ждет острая нехватка трудоспособного населения. Впрочем, резкий рост рождаемости в Поднебесной вряд ли произойдет, так как те, кому теперь позволено рожать, могут просто не захотеть заводить второго ребенка по экономическим и социальным соображениям.
Маленькие дети – самая малочисленная, а потому самая привилегированная в Китае возрастная группа. Благодаря экономическому буму, у многих из них есть все, кроме братьев и сестер. Общаться со сверстниками они могут в детском саду или на специальной игровой площадке. Веселые игры обычно проходят под бдительным взглядом дедушек и бабушек.
Политика "одна семья – один ребенок" для многих родителей часто является личным выбором. Даже получив разрешение на пополнение семейства, на вторые роды они не решатся — для нарождающегося среднего класса на первом месте качество жизни и материальное благополучие. "У нас один ребенок, второго не будет. Двое детей, конечно, хорошо, но для этого нужны условия, а мы не настолько богаты. Тут бы одного обеспечить всем необходимым". – говорит молодая китаянка.
О планах молодежи красноречиво свидетельствует статистика службы знакомств. По данным популярного еженедельника "Наньфан Чжоумо", примерно четверть желающих найти вторую половинку рассчитывают встретить партнера, не имеющего братьев и сестёр, то есть, такого, которому по новым правилам разрешено иметь двух детей.
Провозглашенный партией курс на смягчение политики плановой рождаемости поддержали 70 процентов респондентов, еще 44 процента высказались за полную отмену всех запретов. Как считают социологи, к этому почти готовы и государство, и общество. "Теперь двух детей можно рожать, если хотя бы один из супругов был единственным ребенком у своих родителей. Но это лишь первый шаг. Я уверен, что со временем второго ребенка сможет завести каждая китайская семья", — отмечает социолог Лу Цзехуа.
Цель новой политики – ликвидировать диспропорции в населении. Стремительно стареющий Китай только начинает выстраивать пенсионную систему. Средний возраст китайцев повышается, и главной жертвой плановой рождаемости стали те, кто в ближайшие годы выйдет на пенсию. Заветная мечта — встретить старость в окружении многочисленных внуков — для большинства из них так и останется несбыточной, и виной тому уже экономические факторы, а не административные барьеры.
Китайские журналисты подсчитали, что родить и вырастить одного ребенка в Пекине стоит более двух миллионов юаней. Чтобы накопить эту сумму, семья со средним доходом должна не есть и не пить 23 года. Дети в Китае становятся роскошью, и новые правила вряд ли что-то изменят.
Дмитрий Собиев