Политолог Кирилл Бенедиктов — о том, кто мог бы выступить гарантом безопасности Ирана и Израиля.
На днях американские СМИ познакомили своих читателей с письмом Збигнева Бжезинского и Брента Скоукрофта, адресованным лидеру демократического большинства в сенате США Гарри Риду. В этом письме два гуру американской внешней политики убеждают сенатора приложить максимум усилий для достижения соглашения с Ираном, которое «послужит укреплению национальной безопасности США, Израиля и других партнеров в регионе». Если же США упустят эту историческую возможность, предупреждают Бжезинский и Скоукрофт, они рискуют потерпеть неудачу в нераспространении ядерного оружия в регионе, потерять поддержку союзников и друзей, тогда как вероятность войны значительно увеличится.
Этот документ увидел свет накануне старта второго раунда переговоров в Женеве между «шестеркой» (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция плюс Германия) и Ираном по вопросу о будущем иранской ядерной программы, которые, как стало вчера известно, завершились подписанием исторического соглашения.
Перед вторым раундом переговоров Израиль значительно усилил давление на державы «шестерки». В Москву с кратким визитом прилетел израильские премьер Биньямин Нетаньяху, пытавшийся уговорить Владимира Путина хотя бы немного ужесточить позицию России на переговорах с Ираном. Правда, даже в Иерусалиме не возлагали на этот визит больших надежд.
Реакция Израиля на подписанное в Женеве соглашение была крайне нервной. Нетаньяху назвал соглашение с Ираном «исторической ошибкой», а министр иностранных дел Авигдор Либерман заявил, что оно стало «победой иранской дипломатии». Несмотря на то что Иран по условиям соглашения должен избавиться от запасов обогащенного урана, израильские эксперты пугают: если санкции будут сняты, ядерное оружие может появиться у Тегерана уже через месяц. Как ни парадоксально, но именно успех западной дипломатии в Женеве делает угрозу войны на Ближнем Востоке гораздо более реальной.
О том, что Израиль готов нанести удары по ядерным объектам Ирана, не заручившись поддержкой США, Нетаньяху говорил не раз. К этим угрозам все постепенно привыкли и перестали обращать на них внимание. А зря, потому что именно сейчас израильский премьер чувствует себя обманутым ближайшими союзниками — в первую очередь США.
«Плохой договор с Ираном ведет к войне», — считает Нетаньяху.
Что ж, «плохой договор» подписан. Ставки растут, как при игре в покер. Решается не только судьба самого Ирана — идет борьба за будущее всего региона Ближнего Востока.
На днях британская Sunday Times опубликовала сенсационную новость — якобы Израиль и Саудовская Аравия втайне проводят совместную работу по планированию атаки против Ирана. Эр-Рияд согласился позволить Иерусалиму использовать свое воздушное пространство. И хотя официальный Эр-Рияд тут же опроверг эту информацию, ясно, что дыма без огня не бывает. Саудитам добрые отношения между Вашингтоном и Тегераном — как нож в сердце, и ради того, чтобы не допустить подобного развития событий, они готовы на всё — даже на союз с Израилем. А значит, призрак новой войны всё больше облекается плотью.
В этой ситуации судьба санкций или вопрос об уровне обогащения иранского урана отходят на второй план. На первом плане — проблема недопущения нового кровопролития в регионе, и без того истерзанном бесконечными конфликтами.
Пример Ливии, свернувшей в 2003 году программу создания оружия массового поражения, показал, какой может быть судьба страны, доверившейся международному сообществу. Разумеется, в Тегеране учитывают ошибки покойного Каддафи и предпочитают их не повторять.
Для того чтобы обеспечить стабильность мирного процесса на Ближнем Востоке, необходимо искать новые пути и использовать новые механизмы. Таким механизмом могут стать гарантии безопасности, которые будут иметь юридическую силу и оградят государства, идущие по пути разоружения, от возможной агрессии со стороны более сильных и враждебно настроенных держав.
Этой осенью США и Россия уже показали миру пример эффективного сотрудничества. Предложение Москвы по передаче сирийских химических арсеналов под международный контроль предотвратило военное вмешательство Запада и позволило избежать повторения ливийского сценария в Сирии. Сотрудничество это можно продолжить и расширить.
Представляется, что три тяжеловеса в рамках «шестерки» — США, Россия и Китай — могли бы выступить гарантами безопасности Ирана в случае выполнения им условий соглашения, достигнутого в Женеве. Всем своим авторитетом — как политическим, так и военным — эти страны должны встать на защиту Исламской Республики от возможной внешней агрессии. Разумеется, такие же гарантии должны быть предоставлены и Израилю.
Очевидно, что подобная инициатива будет встречена в штыки «ястребами» в правительстве Израиля. Она неизбежно столкнется с ожесточенным сопротивлением произраильского лобби в США и вызовет резкую критику той части конгресса, которая считает новый ближневосточный курс Обамы стратегической ошибкой. Причем не только республиканцев, но и части демократов — таких, как глава сенатского комитета по международным отношениям Роберт Менендес, близкий к Американо-израильскому комитету по общественным связям (AIPAC).
Однако у такого предложения наверняка найдутся и влиятельные сторонники. Например, те же самые Скоукрофт и Бжезинский, что пытаются убедить сейчас вашингтонский истеблишмент в необходимости заключения соглашения с Ираном. Непросто вообразить, что такой заслуженный русофоб, как Збигнев Бжезинский, охотно пойдет на союз с Россией, для того чтобы гарантировать сделку с Тегераном. Но слишком уж высоки ставки в этой игре и слишком очевидно желание администрации Обамы нормализовать отношения с Тегераном, пусть даже ценой некоторого охлаждения отношений с Израилем. В этом своем стремлении президент США опирается на разработки влиятельных мозговых центров, связанных с финансовой империей Рокфеллеров. Например, почетный президент Совета по международным отношениям Лесли Гельб утверждает, что соглашение с Ираном может стать «ближневосточным эквивалентом окончания холодной войны с СССР и может снизить, даже резко, угрозу региональному миру, вероятность создания иранской ядерной бомбы и открыть пути для разрешения опасных конфликтов в Сирии, Ираке и Афганистане».
Уверен, силы, заинтересованные в мирном распутывании иранско-израильского узла, есть и в самом Израиле. Реалисты в Иерусалиме не могут не понимать, что, несмотря на превосходство израильской военной машины, размеры и ресурсы Ирана не позволят добиться победы в ходе блицкрига. А в затяжном конфликте Иран может не только выстоять, но и нанести Израилю такой ущерб, что все будущие поколения израильтян проклянут «ястребов», втянувших их государство в роковое противостояние.
Инициатива мирных гарантий для Ирана и Израиля может найти одобрение израильского политика Шимона Переса. Перес уважаем мировым сообществом (не в последнюю очередь, за убежденность в том, что Израиль должен играть миротворческую роль на Ближнем Востоке) и в отличие от Нетаньяху прекрасно ладит с президентом США Бараком Обамой.
Разумеется, совместные действия США, России и Китая по предоставлению гарантий безопасности Ирану и Израилю означают отход от блокового подхода и политики двойных стандартов, когда неконвенционное поведение какой-либо страны благословляется ее могущественными покровителями. Но самое главное, подобный союз, каким бы странным и необычным он ни показался на первый взгляд, сможет послужить основой новой архитектуры глобальной безопасности — и не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире.
Кирилл Бенедиктов