Министерство обороны Китая утвердило зону воздушной обороны страны (ADIZ) над большей частью Восточно-Китайского моря. В случае невыполнения правил министерства обороны Китая летающими объектами, пересекающими эту зону, Китай может направить свои истребители на перехват.
Это решение крайне опасно и нарушает существующий порядок. В воздушном пространстве над Восточно-Китайским морем уже более половины века существуют зоны ПВО Японии, Южной Кореи и Тайваня, за счет которых поддерживался мирный порядок. Несмотря на то, что международная правовая база для зон воздушной обороны еще не закреплена, все они имеют долгую историю.
И вот Китай в одностороннем порядке заявляет, что единолично занимает все воздушное пространство на основании военной силы. Это провокация, бросающая вызов безопасности в Азии.
Зона, объявленная Китаем, подходит вплотную к американским базам, находящимся в Японии на островах Окинава. Если возникает угроза со стороны Северной Кореи в виде запуска ракет, то японские и американские истребители и разведчики вылетают в прилегающее воздушное пространство. Неужели Китай собирается направлять свои истребители, чтобы выставить их оттуда? Китайскому руководству следует, вспомнив о своей политике «богатого государства и сильной армии», спокойно поразмыслить, насколько опасным может быть вооруженное столкновение между США и Китаем.
Беспокойство США естественно. На переговорах глав США и Китая в июне была утверждена новая модель отношений между двумя державами, США признали действия китайского флота в Тихом океане. Однако, это не означало, что западная часть Тихого океана отошла во владение Китая. Китайская армия, опасные своевольные действия которой бросаются в глаза своей нехваткой международного опыта, должна пересмотреть свое заявление.
Для того, чтобы китайский флот мог выходить во внешние моря, необходима организация поддержки с воздуха в виде конвоя и противолодочных самолетов. Китай, видимо, не просто придерживается стратегии запрета входа в свою прибрежную зону для иностранных военных судов, но и хочет завладеть правом на контроль воздушного пространства над Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями для продвижения в открытый океан. По всей видимости, китайская армия стремится к противостоянию с американцами на Тихом океане. В такой ситуации США должны дать внятное предупреждение.
Японское правительство потребовало у китайских властей отменить решение о зоне ПВО. Само по себе разграничение воздушных зон не связано с суверенностью территорий, однако в зону, установленную Китаем, были включены острова Сэнкаку, которые являются японской территорией. Любые действия китайских военных самолетов в воздушном пространстве над Сэнкаку будут рассматриваться как нарушение суверенитета. Даже если забыть об утверждениях китайского правительства о том, что они откладывают в дальний ящик территориальный спор по островам, все равно смысл их последних действиях парадоксален.
Южная Корея тоже оказалась в такой же ситуации с разделом воздушных зон, в который был включен территориальный вопрос. Со стороны Китая было бы логично потребовать обнулить существующие зоны и начать обсуждение нового распределения воздушного пространства со странами, которые ранее уже установили свои границы. Также опасно и то, что между Японией и Китаем не ведется такого активного военного диалога, как между США и Китаем. Япония и США, США и Южная Корея выступают в роли союзников, поэтому высока вероятность того, что в военные споры с Китаем будет втянута и Америка.
Правительство Си Цзиньпина преисполнено «китайской мечтой» превзойти США. Однако саму возможность такого быстрого роста Китая обеспечил именно существующий мирный порядок в Азии. Неужели мечта Китая связана с насилием культурной революции, раз он хочет нарушить этот порядок?