Постоянные разговоры о неминуемом упадке Соединенных Штатов прочно вошли в моду. Причем, каждую неделю эту идею, казалось бы, подтверждают новые дурные новости из Америки. Страна выглядит неуправляемой — расколотый межпартийной борьбой Конгресс, прекратившее на 16 дней работу правительство, низкие темпы восстановления экономики, шпионский скандал вокруг АНБ. По данным одного из международных исследований, американцы заняли 11-е место по уровню счастья у населения и постыдное 24-е по экономике. Другое исследование показало, что лишь 7% американских восьмиклассников показали высокие результаты в математике (в Сингапуре и Южной Корее таких оказалось 47% и 48%). Наш президент даже уступил в рейтинге влиятельности Forbes Владимиру Путину.
Но, тем не менее, Соединенные Штаты — по-прежнему мировой лидер и, скорее всего, останутся им еще не на одно десятилетие. Они намного превосходят остальной мир по мягкой силе. Каждый год в Америку прибывает намного больше иммигрантов (1 миллион), чем в любую другую страну мира. США лидируют в областях высоких технологий (Кремниевая долина), финансов и бизнеса (Уолл-Стрит), кинопроизводства (Голливуд) и высшего образования (17 из 20 ведущих мировых университетов по рейтингу Шанхайского университета Цзяотун). По торговому профилю Штаты — типичная страна «первого мира» (активный экспорт потребительских и технологических товаров и импорт природных ресурсов).
Америка продолжает лидировать в мире по прямым иностранным инвестициям, почти вдвое обгоняя своего ближайшего конкурента. Соединенные Штаты обладают самой мощной в мире армией, на которую они тратят 560 миллиардов долларов в год. Их ВВП (16 триллионов долларов) более чем в два раза превышает ВВП Китая. Они — первая из новых наций и дольше всех сохраняют демократический строй в мире, наполненном полудемократическими и недемократическими режимами. Их фондовый рынок находится на исторически рекордном уровне, что отражает лидерство США в мировой экономике.
Далее, кто, кроме Соединенных Штатов, может претендовать на мировое лидерство? Европейцы? Японцы? Русские? В Европе сейчас безработица на уровне 12% (в Греции и Испании — на уровне 26%) и почти нулевой экономический рост, вдобавок население во многих из стран Европейского Союза сокращается. Население Японии тоже сокращается и стремительно стареет, иммигрантов в страну прибывает мало, индекс Nikkei до сих пор на 20 000 с лишним пунктов ниже, чем в 1988 году, а японский госдолг составляет 240% от ВВП. Кроме того, в последние два десятилетия экономика Японии росла крайне медленно. Хотя Россия в последнее время часто упоминается в прессе как страна, принимающая Олимпиаду и Эдварда Сноудена (Edward Snowden), это еще не делает ее сверхдержавой. У нее - торговый профиль страны «третьего мира», ВВП, как у Канады (что составляет меньше 15% от ВВП Соединенных Штатов), и нет ни мягкой силы, ни Кремниевой долины, ни Голливуда, ни Уолл-Стрит, ни университетов с высокими рейтингами.
А как насчет Китая и Индии? Хотя в последние десятилетия обе эти страны сильно продвинулись вперед, у них сохраняются серьезные проблемы. В Китае 650 миллионов человек живут в бедной сельской местности, и по ВВП на душу населения (6 100 долларов, 12% от американского ВВП на душу населения) он занимает только 87-е место в мире. Китай страдает от повсеместной чиновничьей коррупции, однопартийного коммунистического правления, гротескного социального расслоения и нехватки творческого подхода. Из-за огромных проблем, вызванных загрязнением воздуха, воды и почвы, каждый год умирают по 1,2 миллиона китайцев. Как часто признают сами китайские лидеры, Китай, по-видимому, станет полностью современной страной не раньше 2050 года.
Что касается Индии, то в ней 830 миллионов человек (почти 70% населения) живут в бедной сельской местности. Более 160 миллионов индийцев не имеют доступа к воде, электричеству и канализации. Индия лидирует в мире по числу неграмотных— 35% индийских женщин не умеют читать и писать. Не меньше, чем у 25% населения, нет электричества. В Индии - слабая инфраструктура и сильная коррупция, а ее ВВП на душу населения составляет 1 500 долларов (всего 3% от американского), что обеспечивает ей 138-е место в мире по этому параметру. Наконец, и стремительный рост ее населения (за последнее десятилетие к нему прибавилось 180 миллионов человек) не обещает ей в будущем ничего хорошего.
Как гласит старая политическая поговорка, невозможно проиграть, если у тебя нет соперника. А в настоящий момент на горизонте нет никого, кто был бы способен — как минимум в ближайшие пару десятилетий — обогнать Соединенные Штаты или всерьез бросить им вызов.
Джонатан Эделман — профессор Школы международных исследований имени Йозефа Корбела Денверского университета.