Разработка спецслужбами Израиля и Саудовской Аравией плана возможной совместной атаки на Иран, в случае, если на переговорах с «шестеркой» западных стран не будет достигнуто соглашение о свертывании ядерной программы Тегерана, продиктована не просто желанием Израиля обеспечить себе безопасность, а и стремлением сделать все возможное для сохранения позиций в регионе и шире в контексте начавшегося диалога между лидерами США и Ирана
«Анаконда - змея из семейства удавов, водяной удав (Eunectus murinus)... Задушив жертву и превратив ее в месиво, подобное сосиске, этот удав спускается и медленно ее заглатывает»
The Encyclopedia Americana
Уязвленный поведением США по Сирии и началом переговоров с Ираном, Эр-Рияд разрешил израильским боевым самолетам пролетать над территорией Саудовской Аравии. Помимо этого, Саудовская Аравия готова предоставить для операции свои беспилотники, спасательные вертолеты и самолеты-заправщики.
КОРРЕКЦИЯ ПРЕЗИДЕНТОМ США ОБАМОЙ ПОЛИТИКИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
- вызвана глобальными изменениями на валютно-финансовом и энергетическом рынках, «сланцевой революцией» в контексте кризиса кредитно-финансовой системы, нефтедоллара США и укрепления юаня, повышении потолка госдолга и ряда других факторов
проекта «Расширенный Ближний Восток» - передел географического региона в интересах США, наряду с тем, что со второй каденции президентства Обама внедряет внешнеполитическую «стратегию анаконды» по отношению к Азиатско-Тихоокеанскому региону, осуществляя переброску сил на Дальний Восток для сдерживания Китая.
Однако, так сложилось, что конкуренция США с Китаем потребовала от США переформатирования отношений со странами Большого Ближнего Востока, в том числе, чтобы постараться вновь вернуть и потоки иранских энергоресурсов и расчеты за них в долларах США с западными и другими странами, а не за юани и рупии с Китаем и Индией.
В связи со «сланцевой революцией» США, доктрина Картера, в соответствии с которой безопасность США, требовала доступа к нефти залива, начинает постепенно уходить в прошлое, как и пакт Куинси (1980). С приходом Обамы в Белый Дом американо-израильские противоречия стали возрастать.
Одна из основных проблем заключается в том, что Израилю традиционно нужны «кризисные ситуации», чтобы затем вынуждать США «защищать Израиль», что становится, по сути, слишком дорогостоящей обузой для Белого Дома в 21 веке.
В связи с изложенным, при налаживании диалога между Обамой и лидером Ирана, Израиль ищет поддержку в разных странах, включая РФ, которую премьер Израиля Биньямин Нетаниягу посетил 20 ноября 2013 года с официальным визитом, во время которого обсуждал с Президентом РФ Владимиром Путиным ситуацию на Ближнем Востоке, вокруг Ирана и другие острые региональные проблемы, совместную разработку противоречивых нефтегазовых месторождений; которая может также втянуть Россию в военные конфликты на стороне Израиля.
После проведения переговоров, израильские СМИ писали, что в их ходе, «выявились серьезные разногласия между Израилем и Россией по поводу иранской проблемы». В. Путин выразил надежду на то, что «ядерные» переговоры в Женеве приведут к заключению соглашения с Тегераном, а Нетаниягу настаивал на том, что мировое сообщество должно добиваться других условий договора, а соглашение в нынешнем варианте не сможет остановить ядерные разработки Ирана.
Судя по последним комментариям Керри, подписание соглашения на данном этапе проблематично. Однако В. Путин высказывает определенный оптимизм по поводу возможности достичь соглашения с Тегераном в ближайшее время.
ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА НЫНЕШНЕГО КОНФЛИКТА
- борьба не просто за богатейшие природные ресурсы Ирана, а за уникальное месторасположение, делающее Иран ключевым игроком не только в этом регионе, контролирующим и стратегически важный Ормузский пролив - «бутылочное горлышко» ближневосточной политики.
Также, стремление западных игроков заключить соглашение со странами Каспийского бассейна по прокладыванию Транскаспийского трубопровода по поставкам газа и нефти из Туркменистана и Азербайджана на европейские и мировые рынки, не соответствует интересам РФ и Ирана, и, по сути, блокируются ими.
Туркмения и Азербайджан, подобно США, считают, что для прокладки трубопровода по дну Каспия достаточно согласия стран, по территории которых он будет проходить. В то время как Иран и РФ, считают, что до решения вопроса по правовому статусу Каспия, такой проект может быть реализован только с согласия всех пяти прикаспийских государств.
Израиль настаивает на полной остановке центрифуг по обогащению урана Ираном, не исключая в случае подписания в Швейцарии большой шестеркой договора с Ираном, нанесения удара по Ирану. «Шестерка» переговорщиков требует от Ирана обеспечить мирный характер ядерной программы в обмен на ослабление международных санкций.
Администрация Обамы считает необходимым воздержаться на период переговоров от введения новых карательных мер против Тегерана, на которых настаивает Израиль. Аналитическое издание Stratfor опубликовало серию материалов, согласно которым сближение с Ираном отвечает стратегическим интересам США. Геополитически, Вашингтон хочет получить гарантии того, что Иран уйдет из Латинской Америки, где он имеет крепкие связи с отдельными государствами, в особенности с Венесуэлой.
Произраильскую позицию по проблеме занимал Президент Франции Франсуа Олланд, и Франция является крупным поставщиком оружия сателлиту Израиля на данном этапе - Саудовской Аравии. Вместе с тем, Олланд, 17 ноября в Израиле заверил израильское руководство в намерении Франции продолжать «давление на Иран», но, как следует из его выступления на совместной пресс-конференции с премьером Б. Нетаниягу, позиция Франции по «иранскому вопросу» ближе к американской, нежели к израильской.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Для того, чтобы осветить глубинные причины возобновившихся переговоров лидеров США и Ирана, необходимо совершить исторический экскурс.
Наметившееся политическое и дипломатическое сближение США и Ирана после сентября 2013 года и последовавшего обострения отношении между США и Саудовской Аравией, которая не желает в отношениях с США сдавать свои позиции Ирану, происходит в условиях кризиса нефтедоллара США и усиления юаня, проводимого Китаем с учетом «осторожных перспектив» всемирной экономики
Позиции Соединенных Штатов и Саудовской Аравии стали расходиться после отказа Обамы от военного вмешательства в сирийский конфликт, в то время как саудиты поддерживали сирийскую вооруженную оппозицию. Особое беспокойство у саудовских властей вызывает начавшаяся нормализация отношений между США и Ираном, поскольку Иран претендует на лидерство в регионе Персидского залива и всего Ближнего Востока.
США пытались контролировать Иран при помощи экономических и финансовых санкций. Под давлением Израиля, в отношении Ирана были введены четыре санкции ООН, а также несколько резолюций, принятых в одностороннем порядке некоторыми странами и организациями.
Однако, Ирану удалось адаптироваться к санкциям США таким образом, что после блокирования расчетов Ирана с другими странами в долларах США, Тегеран перешел на расчеты за поставки нефти и других товаров в основном евро.
После запрета по требованию США банкам европейских стран обслуживать расчеты с Ираном в евро, страна переключилась на поставки нефти прежде всего в Индию и Китай, производя с ними расчеты в рупиях и юанях (а так же в золоте - прим. ред.).
В результате наложения санкций, главный геополитический конкурент США - Китай стал укреплять юань. Санкции США спровоцировали отказ от расчетов в долларах США Ирана и контрагентов по внешней торговле
В связи с изложенным, после того, как в сентябре США и сателлитам не удалось провести быструю войну против Сирии, США сменили политику конфронтации с Ираном на политику ситуативного сближения. Это и послужило одной из причин потепления отношений между США и Ираном на нынешнем этапе, поскольку взятием под контроль Тегерана, можно контролировать регион. Обама сейчас старается сделать все возможное для решения палестино-израильской проблемы, поскольку процесс сближения в отношении Ирана ориентирован на исламский мир в целом.
Возврат Ирана к расчетам за поставки энергоресурсов в Индию и Китай в долларах США вместо рупий и юаня - маловероятен, однако примирение даст возможность диверсифицировать поставки энергоресурсов в другие страны и попытаться разрешить при помощи Ирана проблему строительства Транскапийского трубопровода, соединяющего Туркменистан и Азербайджан с целью подключения Туркменистана к Южному газовому коридору.
По этому коридору предполагается поставлять газ из прикаспийского региона в Европу и на мировые рынки, минуя Россию. В то же время РФ и Иран считают, что до решения вопроса по правовому статусу Каспия, подобный проект может быть реализован лишь с согласия всех пяти прикаспийских государств.
БЕСПОКОЙСТВО САУДИТОВ
Кроме утраты позиций в регионе Саудовскую Аравию беспокоит сближение США с шиитским Ираном и суннитскими «Братьями мусульманами» по сути против салафитов, которые пользуются значительной поддержкой влиятельных политических кругов и спецслужб ряда арабских стран, включая Саудовскую Аравию.
Ведется большая игра по переформатированию Большого Ближнего Востока, Каспия с целью оздоровлению нефтедоллара США, валютно-финансовой системы в целом путем потенциального возвращения к расчетам в долларах США за нефть и строительства стратегически важных крупных трубопроводов по поставкам нефти и газа из стран Каспийского бассейна в страны Европы и на мировые рынки, а также и обеспечения безопасности Ормузского пролива - пути, позволяющем экспортировать арабские нефть и газ в третьи страны, в частности, в США.
Основной целью США является сдерживание Китая, в том числе путем уменьшения расчетов за энергоресурсы в юанях со странами Большого Ближнего Востока.
Идут большие торги в стремительно развивающейся ситуации. Израиль - наиболее милитаризированная страна в мире - заинтересован нанесением удара обескровить Иран, который даже после отмены санкций не сможет не только продолжить ядерную программу, но и экономическое развитие на ряд лет.
Получив преимущество после завершения августовского кризиса вокруг Сирии решением о ликвидации ее химического оружия, Израиль станет рисковать в том случае, если первым «крючок спустит» «теневой игрок» - обеспокоенная ситуацией Саудовская Аравия, которая, в свою очередь, пытается переиграть израильские спецслужбы, ведущие переговоры о согласовании действий при нападении на Иран.
В то время как США, группа Рокфеллеров стремятся укрепить нефтедоллар США, в том числе пытаясь снизить расчеты стран Персидского залива в юанях, и обезопасить стратегически важные трубопроводы поставок энергоресурсов при помощи, прежде всего, мирного переформатирования ситуации в регионе, большая часть республиканцев США, сионистов, которые в данном случае могут стоять за премьером Израиля, готовы на провоцирование масштабного конфликта за пределами США, с последующим извлечением сверхприбылей уже в результате военных конфликтов и создания «управляемого хаоса».
Матвеев Владимир