За первые девять месяцев служения в качестве лидера миллиардной католической паствы папа римский Франциск достаточно четко изложил свои взгляды на перестройку церкви – в проповедях, на пресс-конференциях, в интервью и в замечаниях по ходу дела во время встреч с гостями.
Во вторник понтифик рассказал о своей программе действий собственными словами без купюр, подтвердив правильность впечатления о том, что он намерен встряхнуть церковь, вывести ее из состояния благодушия и самоуспокоенности, а также привлечь всех католиков к осуществлению амбициозного проекта по обновлению церкви путем решения реальных проблем страждущих и нуждающихся.
Бросая вызов ватиканской иерархии, Франциск призвал к децентрализации власти в церкви, заявив, что Ватикан и даже папа должны работать совместно с иерархами, простыми людьми и в особенности с женщинами.
«Я отдаю предпочтение церкви израненной, усталой и испачканной от того, что она работает на улице, а не той нездоровой церкви, которая самоизолируется и держится за собственную безопасность», – заявил Франциск в своем первом письменном наставлении, которое он сочинил сам.
«Я не хочу, чтобы церковь стремилась лишь к тому, чтобы находиться в центре, а в итоге оказывалась в паутине своих навязчивых идей и правил», – написал он.
Этот документ носит название «Evangelii Gaudium» (Радость Евангелия) и является апостольским увещанием. Это менее внушительный документ, чем папская энциклика, и тем не менее, он очень важен. Папа написал черновик увещания в августе на испанском языке, сказал пресс-секретарь Ватикана Федерико Ломбарди (Federico Lombardi), как размышления по поводу прошлогоднего заседания Синода епископов, который взялся за «новую евангелизационную кампанию».
Рекомендации Франциска церкви неразрывно связаны с его анализом того, что неправильно в нашем мире. Немало страниц своего увещания папа посвящает «диктатуре» глобальной экономической системы и свободного рынка, которые увековечивают неравенство и «истребляют» все то, что является хрупким и слабым, в том числе, человека и окружающую среду.
«Почему не может быть новостью информация о том, как от холода и болезней умирает престарелый бездомный, и почему информация о снижении фондового рынка на два пункта это новость?» – написал он, пользуясь простым и понятным языком, который уже стал характерной чертой его папства.
Богослов Винсент Миллер (Vincent J. Miller), пишущий об экономической глобализации и работающий в католическом Дейтонском университете, заявил, что если другие папы критиковали экономику, то у Франциска есть своя точка зрения на экономическую несправедливость как у первого понтифика из Латинской Америки, и он выдвигает церковь вперед в качестве оппонента такой несправедливости.
«Он много говорит об экономике исключения, и в то же время, в своей папской деятельности он открыто моделирует и практикует идеи вовлечения», – сказал Миллер.
После первых месяцев папского служения, когда многие тщательно анализировали его высказывания, пытаясь найти там намеки на перемены, папа в своем апостольском увещании вновь изложил точку зрения церкви на аборты, гомосексуализм и посвящение в духовный сан женщин. По поводу абортов он заявил: «Непрогрессивно пытаться решать проблемы путем уничтожения человеческой жизни. С другой стороны, верно и то, что мы очень мало делаем в плане помощи женщинам, оказавшимся в очень трудных жизненных ситуациях», когда они идут на аборт, потому что подверглись изнасилованию или из-за крайней нищеты.
Нигде в своем документе Франциск не говорит открыто о гомосексуализме и об однополых браках. Вместе с тем, он заявил, что церковь не должна поддаваться «нравственному релятивизму», и одобрительно сослался на документ, написанный американскими священниками, в котором говорится о совершении богослужений для людей «с гомосексуальными наклонностями». Папа сказал, что американские священники правы, говоря о том, как церковь должна настаивать «на объективных нравственных нормах, которые действуют для всех» – даже если борцы за права геев считают, что церковь распространяет предрассудки и вмешивается в свободу личности.
Вторя своим предшественникам, Франциск сказал, что посвящение женщин в духовный сан «не является вопросом, открытым для обсуждения». Он признал, что «многие женщины делят пастырские обязанности со священниками», и сказал: «Нам надо создавать больше возможностей для активного присутствия женщин в церкви». Вместе с тем, папа не поделился никакими деталями о том, как можно это сделать.
В документе он подробно останавливается на том, как священники могут лучше читать свои проповеди, которые, по его словам, являются «пробирным камнем», помогающим судить о том, насколько близок священник к своей пастве. Франциск заявил, что от проповедей зачастую страдают и священники, и прихожане: «Миряне от того, что им приходится слушать их, а духовенство от того, что ему приходится их читать! Это очень печально, но это факт».
Франциск подверг критике тех представителей церкви, которые способствуют расколу, скатываясь «буквально до охоты на ведьм». В последние годы некоторые священники в США и Европе выступают за отказ в святом причастии тем католическим политикам, которые поддерживают право на аборты и однополые браки. Франциск не стал поднимать этот вопрос напрямую, но высказался в пользу открытых дверей.
«Каждый может быть членом прихода, и двери храмов не должны быть закрыты ни по каким причинам, – сказал Франциск. – Причастие, хотя это вершина таинства, является не наградой для совершенных, а щедрым лекарством и пищей для слабых».
Франциск предложил свое видение децентрализованной церкви. Епископы и священники лучше понимают потребности верующих, сказал он. Приходы должны стать «точкой контакта с семьями и с жизнью людей», а не «бесполезной структурой, оторванной от людей, или ушедшей в себя группой избранных».
«Если говорить просто, миряне составляют подавляющее большинство верующих. А меньшинство – это рукоположенные священники, которые им служат», – написал Франциск.
Бывший шеф ватиканского бюро Службы католических новостей Джон Тэвис (John Thavis), написавший «Ватиканские дневники» (The Vatican Diaries), сказал: «Он выставляет самые настоящие вехи, указывая на то, какие реформы должны быть реализованы под его руководством. Он говорит о большей децентрализации, об открытости церкви навстречу разнообразию, о большем упоре на евангельское благовестие о спасении в противовес церковным доктринам и правилам».
Папа написал, что национальные конференции иерархов могут стать плодотворной площадкой диалога.
Архиепископ Лоренцо Балдиссери (Lorenzo Baldisseri), занимающий пост генерального секретаря Синода епископов, отметил во вторник, что в увещании папы есть неоднократные ссылки на документы, подготовленные различными совещаниями епископов. Такое случилось впервые. Это сигнализирует о его стремлении «дать епископам всего мира возможность участвовать в управлении церковью», сказал Балдиссери.
Преподобный Антонио Спадаро (Antonio Spadaro), являющийся редактором ведущего иезуитского журнала в Риме, взял летом интервью у папы, когда тот писал апостольское увещание. Он сказал: «Это глубокий и основательный документ, уходящий корнями в личную жизнь папы».
«Однако он не завершен, – заявил Спадаро. – Я думаю, мы увидим нечто большее».