Генеральный Синод Англиканской Церкви, который прошел 20 ноября, явил миру две сенсационные новости. Во-первых, Синод принял решение о возможности возведения женщин в епископский сан. Во-вторых, прозвучало предупреждение, что христианство в Великобритании может исчезнуть уже в следующем поколении.
Слова о «вымирающем» христианстве прозвучали из уст бывшего примаса Англиканской Церкви Архиепископа Кентерберийского лорда Джорджа Керри. Соображения лорда Керри были представлены в виде отчета на Генеральный Синод. Согласно этому тексту, стремительно сокращающееся число прихожан угрожает способности Церкви Англии удержать свое положение в масштабах всей страны. Духовенство охвачено упадническими настроениями, паства застыла в оцепенении и деградирует, в то время как общество выражает свое отношение к проблеме тем, что просто «закатывает глаза и зевает от скуки», считает Керри. По его мнению, положение Церкви Англии как национального института может пошатнуться, если число прихожан будет и дальше сокращаться.
Бывший Архиепископ Кентерберийский заявил, что Церковь хоть и продолжает делать много важной работы, столкнулась сейчас с экзистенциальным кризисом. Повсюду в Великобритании церкви буквально борются за существование, священникам не хватает убежденности и уверенности в себе. Проблема очень серьезная, и среди духовенства оптимизм уступил место унынию. Когда говоришь об этом священнослужителям, продолжает лорд Керри, одни безразлично пожимают плечами, другие смущенно закатывают глаза, а кто-то зевает от скуки.
Слишком мало людей воспринимают церковь как место, где происходят важные события. Холодная скамья с видом на спины впереди сидящих – это точно не лучшее место для встречи с вдохновенными людьми и прослушивания пророчеств, образно обрисовал ситуацию Керри.
Одна из самых проблемных групп, требующих внимания и усилий Церкви, по мнению лорда, – это молодежь. Среди прихожан многих храмов нет молодежи, а это означает, что Церковь не думает о будущем. «Нам нужно привести убедительные доводы в пользу того, почему христианская вера нужна молодым людям», – говорит бывший примас.
Британская газета Guardian сообщает, что, согласно последним данным, начиная с 1970 года число прихожан, посещающих церкви по воскресеньям, сократилось вдвое. Теперь в воскресных богослужениях принимают участие всего 807 тыс. верующих Церкви Англии в Великобритании. Напомним, что население Соединенного Королевства составляет более 63 млн человек.
Тревожную тональность обращения бывшего примаса подхватил архиепископ Йоркский Джон Сентаму, который заявил членам Синода, что они должны активно проповедовать Евангелие или превратятся в «живые ископаемые». Страстно призывая проводить новую политику миссионерства, он сказал епископам, что их внутренние споры – не больше чем «перестановка мебели в горящем доме». Сентаму, первый чернокожий епископ в Туманном Альбионе, потребовал проведения целенаправленной кампании по «реевангелизации Англии», сравнимой по масштабам с тем, как во времена англосаксов христианские святые Кутберт Линдисфарнский, Хильда Уитбийская и Айдан Линдисфарнский проповедовали христианство на севере Британии. «Трагедия состоит в том, что очень часто мы реорганизуем структуру, спорим о формулировках и тому подобном, в то время как английский народ не находит пути истинного среди бессмысленной суеты и отчаяния», – сказал архиепископ Сентаму. В ответ Синод проголосовал за создание соответствующего комитета.
Однако нельзя сказать, что Генеральный Синод не пытается отвечать на вызовы современности, не стремится привлечь к Церкви сердца британцев. «Князья» Англиканской Церкви 20 ноября приняли историческое решение. Они разрешили рукополагать в епископский сан женщин в Англии. На территории других стран Англиканского Содружества такая возможность появилась несколько ранее.
За расширение прав женщин выступили абсолютное большинство делегатов – 378 человек. Против высказались всего восемь синодалов. Тем не менее нельзя сказать, что это решение далось англиканским епископам легко. Год назад Синод отверг подобный проект большинством голосов. На нынешнее решение, вероятно, повлияли три фактора: давление мирян, более либерально настроенных, чем священнослужители, избрание нового Архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби и легализация женщин-епископов в других странах Англиканского Содружества.
Напомним, на пост Архиепископа Кентерберийского в марте с.г. официально заступил Джастин Уэлби, избранный еще в ноябре 2012 года. В своих интервью между избранием и интронизацией Уэлби заявлял о своей поддержке идеи женского епископата, хотя и с некоторыми оговорками. Год назад новоизбранный Архиепископ Кентерберийский сообщил журналистам, что он готов склонить членов Синода, которому тогда еще только предстояло заседать, проголосовать за ее реализацию. Но Уэлби также совершенно ясно дал понять, что необходимо найти способы удержания в Церкви тех верующих, которые недовольны пастырским главенством слабого пола. Епископ отметил, что противостояние со стороны консервативных слоев Церкви рукоположению женщин в епископы, особенно в Африке, может вызвать отчуждение между священнослужителями. А его задача как раз и состоит в том, чтобы сплотить англикан. В тот раз Синод не поддержал Уэлби, которому только еще предстояло принять на себя всю полноту полномочий и авторитета примаса Церкви. Мнение консервативного клира возобладало над пожеланиями либерально настроенных верующих.
Кроме того, за последние месяцы в некоторых странах Англиканского Содружества местные Церкви приняли решение о рукоположении женщин в епископский сан. В конце сентября в Ирландии впервые была возведена в епископский сан дама – Патрисия Стори. Она возглавила один из диоцезов Церкви Ирландии (подробнее в «НГР» от 02.10.13). Тогда же впервые женщина-епископ появилась в Церкви Южной Индии, входящей в Англиканское Содружество. Подобная возможность в сентябре с.г. появилась и у представительниц прекрасного пола в Церквах Шотландии и Уэллса, однако там подобные рукоположения еще не происходили.
Однако либерализация Англиканского Содружества идет неровными темпами. В Новом свете Епископальная Церковь США возвела в сан первую епископессу еще в 1989 году, а в 2006 году женщина здесь стала председательствующим епископом. Зато в некоторых англиканских Церквах Африки, как уже было сказано, эта тенденция встречает ожесточенный отпор.
Таким образом, Церковь Англии пытается отвечать на вызовы времени, однако у представителей духовенства не во всем совпадает понимание приоритетов текущего момента. Одним кажется, что Церковь должна следовать общественным тенденциям, а другие убеждены, что, наоборот, ее задача – влияние на общество и распространение консервативных ценностей.