Я тут искала советы, как привить ребёнку любовь к чтению, чтобы помочь своему братишке научиться читать. И правда, современных детей больше интересует компьютер и гаджеты, чем книги. Нашла любопытную статью:
Ты чей, ребенок-книгочей?
Да, я знаю не одного и не двух взрослых людей, которые где-то даже бахвалятся тем, что за всю жизнь по собственной воле (то есть школьная программа не в счет) прочитали всего одну-две книги. И ничего, мол, живы-здоровы, не дураки, да и с голоду не помирают. И детям своим голову забивать чтением, которое "все равно бесполезно и только время отнимает", не собираются. Вот только: "Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор".
И это как минимум. А еще любовь к книгам, появившаяся у ребенка в раннем детстве и оставшаяся с ним в более сознательном возрасте, стопроцентно подарит ему развитое воображение и фантазию, нестандартное мышление, натренированную память, широчайший кругозор и эрудированность, щедро пополнит его словарный запас, привьет грамотность, о которой учителя (и позже – коллеги) будут говорить с придыханием: "Врожденная!..", а еще научит думать, анализировать, сопереживать и, в целом, лучше разбираться в людях.
Но если даже на закате советских времен не вся детвора "самой читающей в мире страны" оправдывала это гордое звание, то теперь, когда трехлетняя соседская девочка без труда ориентируется в мамином планшете и за "пять сек" находит нужный детский канал в телевизоре, родителям придется сильно постараться, если они не хотят, чтобы книги для их чад не стали лишь пыльным пережитком прошлого и бесполезным архаизмом…
Еще в памперсе, но уже с книгой
По мнению психологов, если человек, дожив до возраста 9-12 лет, все еще равнодушно относится к чтению, значит, он уже никогда не полюбит времяпрепровождение с книгой в руках. Вот почему знакомить малыша с этим чудесным, необычайным и таким многообразным миром стоит с самых что ни на есть младых ногтей. То есть уже чуть ли не с полугодовалого возраста, если ребенок способен удерживать внимание на книгах, можно их ему показывать и заинтересовывать: перелистыванием страниц, рассматриванием картинок, короткими стишками нараспев…
Когда ребенок немножко подрастет, введите в семье традицию ежедневного чтения. Лучший и проверенный веками вариант – читать перед сном. Пусть книги таким образом ассоциируются у вашего сына или дочки с уютным сворачиванием калачиком под теплым маминым боком, веселыми и нежными интонациями родного голоса, смехом в унисон и прочими исключительно положительными эмоциями. Ведь для любого ребенка совместное чтение – это своего рода дополнительное общение с вечно занятыми родителями. Так что же вам стоит подарить ему эти счастливые и запоминающиеся на всю жизнь мгновения, и сделать это ненавязчиво, радостно и волшебно?..
Маленькие хитрости:
- старайтесь, особенно поначалу, делать из чтения книги вслух своего рода шоу, не скатывайтесь в скучную монотонность: меняйте голоса, читая за того или иного героя, где надо – всхлипните, где надо – изобразите что-то руками;
- переносите книжных героев, с которыми уже познакомился ребенок, с бумажных страниц – в игры: лепите их с малышом, рисуйте, разыгрывайте сценки, пишите им письма;
- можно не просто читать стихи или сказки, а по ходу дела или сразу по прочтении останавливаться и выполнять какие-нибудь задания: вспомнить, что сказал медведь зайцу; найти, сколько грибочков нарисовано на страничке; подумать, что было бы, если бы герои поступили не так, а иначе; найти, в какой книге еще про это читали, и т.д.;
- перед ежедневным ритуалом чтения иногда (а лучше – почаще) позволяйте ребенку самому выбрать книгу, которую он на этот раз хочет почитать. И если он хочет какую-то сказку слушать снова и снова – не препятствуйте: таким образом малыш стремится лучше запомнить сюжет и его последовательность, глубже понять смысл прочитанного;
- учите малыша также и чтению "с продолжением"; останавливайтесь на самом интересном, чтобы на следующий день быстро вспомнить прочитанное и, подогрев интерес, продолжить читать дальше;
- на праздники ни в коем случае не дарите ребенку книги в качестве основного, главного подарка. Все же игрушка в таком "зеленом" возрасте – гораздо более желанный для него предмет. А если это будет "всего лишь" книга, а не робот или кукла, негатив и разочарование, связанные с неудовлетворенным ожиданием, могут прочно засесть у ребенка на подкорке и возникать заново при упоминании книг;
- собирайте собственную детскую библиотечку с хорошо иллюстрированными изданиями, которые если не всегда будут под рукой у ребенка (ведь аккуратному обращению с книгами тоже учатся не сразу), то точно на виду. Если книги с яркими корешками все время попадаются ребенку на глаза, рано или поздно он попросит родителей почитать ему;
- поощряйте первые неловкие попытки вашего чада "почитать" (точнее, пересказать своими словами или сочинить, опираясь на картинки) книгу своим игрушкам, кошке или вам;
- обязательно читайте сами! Ничто так хорошо не влияет на детей, как показательный пример читающих родителей. И даже если вы привыкли читать в ридере, хотя бы иногда появляйтесь перед глазами малыша со старым добрым бумажным томиком. Потому что книга – это книга, а ридер все-таки больше ассоциируется у детей с другой техникой: телефоном, планшетом и т.д.
Если вы хотите, чтобы книги заняли немаловажное место в жизни вашего ребенка, постарайтесь сделать с его самых малых лет само собой разумеющимся, что в вашем доме не идет целыми днями телевещание и папа не режется в "стрелялки" на компьютере. Если уж вам невтерпеж – занимайтесь этими делами тогда, когда малыш в садике или в гостях у бабушки. Да, то время, когда он заинтересуется компьютером и многосерийными мультиками, рано или поздно все равно настанет, но ваша задача – потихоньку (но без запретов!) оттягивать этот момент и успеть ДО этих увлечений заинтересовать ребенка книгами. Потому что после – уже вряд ли удастся…
За первую книгу для самостоятельного чтения ребенок должен взяться сам!
Но одно дело, когда книгу читает мама, и совсем другое – когда ваше чадо начинает читать самостоятельно. Главное – не торопить этот переломный момент, потому что чтение никоим образом не должно ассоциироваться у детей с навязыванием, "обязаловкой" – этого им хватит с лихвой и в школе. Единственное, что позволительно – предложить ребенку читать с вами по очереди: строчку вы, строчку он. Но того момента, когда он возьмется читать книгу САМ, вы должны ждать с благоговением, а не с фразами вроде: "Вон брат твой двоюродный уже всего "Буратино" сам прочитал, а ты?!"