Несмотря на два тысячелетия мирного сосуществования иудеев и мусульман, ХХ век стал эпохой неожиданного и жестокого противостояния двух этих религиозных сообществ.
Хотя Холокост в конечном итоге сблизил иудеев и христиан, формирование государства Израиль надолго рассорило евреев с мусульманами.
Сегодня новое поколение арабских публицистов задумывается о возможности новых отношений иудеев и мусульман во всем мире в XXI веке, - отношений, которые бы поставили на первое место гуманитарные и общечеловеческие понятия.
ХХ век, безусловно, стал поворотным моментом в отношениях иудеев, христиан и мусульман...
Повсюду - от марокканских гор до Ирана и аравийских пустынь - еврейские общины в течение почти двух тысячелетий мирно жили на земле ислама. Да, периодически им приходилось сталкиваться с угнетением, но этим примерам далеко до трагических погромов в Европе на протяжении прошлого тысячелетия и особенно - прошлого века.
В середине ХХ века Холокост стал настоящим поворотом в отношениях между иудеями и всеми остальными религиозными сообществами.
Так, хотя разыгравшаяся в самом центре Европы невыразимая драма в конечном итоге сблизила христиан и иудеев на основании чувства вины, за которым последовали общие интересы, формирование государства Израиль на палестинской земле привело к длительному конфликту евреев и мусульман. Сначала речь шла о молниеносных войнах, на смену которым пришло длящееся по сей день затяжное противостояние (события 11 сентября стали одним из его проявлений).
На закате прошлого века мир осознал, что палестинский народ, который был совершенно непричастен к произошедшему в самом центре Европы ужасному преступлению против человечности, был вынужден дорого за это расплачиваться. Он долгое время совершенно спокойно жил на своей земле, вдали от всех религиозных конфликтов, но после создания еврейского государства на него обрушилась целая череда бедствий: выселение, депортация, физическое устранение несогласных, запрет бежавшим за границу возвращаться на родину.
Но станет ли XXI век веком сближения иудеев и мусульман?
Через 70 лет после создания Израиль, безусловно, стал одной из ключевых ближневосточных держав в военном и экономическом плане, а также игроком мирового масштаба в технологической сфере.
По другую сторону его границ находится так и не родившееся палестинское государство, которое лишено собственных ресурсов, с подачи Израиля превращается в настоящее гетто, погрязло во внутренней борьбе за власть и не может дать ясного взгляда на будущее. Хотя ответственность за нынешнее положение палестинского государства лежит на многих, человеческая драма палестинского народа во многом связана с общим эмбарго, которым окружил его Израиль с полным пренебрежением к международному праву.
Арабское общественное мнение, которому до недавнего времени был свойственен исключительно пропалестинский настрой, сегодня поглощено, в первую очередь, порожденными арабской весной социально-экономическими и политическими проблемами. Европа же, в свою очередь, отягощена экономической рецессией и не может справиться с пришедшим из-за Атлантики вирусом финансового кризиса.
В такой непростой международной обстановке в начале XXI века арабские интеллектуалы, осознающие возможные последствия конфронтации иудеев и мусульман, стремятся переосмыслить отношения двух религиозных сообществ на ближайшие десятилетия и заложить основу для мирных связей или даже симбиоза. Это, помимо всего прочего, помогло бы справиться с драмой палестинского народа.
К числу этих интеллектуалов относится и ваш покорный слуга. В феврале этого года издательство Auteurs du Monde выпустило мой очерк под названием «Поза Авраама: удивительный взгляд на Израиль и Палестину» (La Posture d’Abraham, Un regard surprenant sur Israël et la Palestine). В нем я рассматриваю новую концепцию, которая могла бы создать почву для сближения иудеев и мусульман в XXI веке.