Газета "Наш Мир" br> Каких только уловок не придумывают люди, чтобы продать свой товар! Но сегодня хотелось бы сказать не об угрозе для покупателей из-за этих хитрых ходов. Лучше поговорить о том, что не для покупателей эти самые капканы продавцов опасны (хотя и могут ударить по карману). От них беда самим хитрецам за прилавками. Ну, нагреют они руки, заработают лишний рубль, но бараката (благодати) всё равно не увидят. Сами того не понимая, будут терять, в то время, как им будет казаться, что богатеют. Их беды и несчастья начнутся ещё до того, как они предстанут перед судом справедливости. Бедные, они сами себя лишают того, что могли бы заработать без обмана и хитрости. Ведь результат от наших усердий зависит не от нас. Понимания этого не хватает, видимо. В священном Коране есть недвусмысленное предупреждение, обращённое к людям, занятым в торговле (смысл): «Гибель обвешивающим, которые берут сполна и прибавляют в весе, когда отмеривают и взвешивают себе, а когда они отмеривают или взвешивают людям, они уменьшают в весе, посягая на их права и присваивая себе принадлежащее им» (сура «аль-Мутаффифин», аяты 1–3) Можно уверенно говорить, что обвешивание и обмеры – извечные спутники торговли. Ещё с тех древних пор, когда для вычисления использовался абак, умелые торгаши уже знали, как обработать гирьку на весах или уменьшить длину метра для измерения ткани. Всё это не ново и известно во всех уголках планеты. Об этом говорят археологические находки, те же известные законы Хаммурапи, запечатлённые на глиняных дощечках, предостерегают и говорят о наказании за такие преступления. В Древнем Китае и Индии тоже практиковались махинации на рынке. Отчего же такая повышенная озабоченность этим, казалось бы, относительно незначительным проступком, что о нём даже упоминается в священных писаниях? Мы можем не задуматься о глубине греха, его последствиях для общества. Большое может показаться нам пустяком. То же прелюбодеяние, к примеру. Кто-то смотрит на это, как на невинное развлечение, типа, партнёры по согласию желают получить удовольствие. А ведь на самом деле прелюбодеяние – зина – расшатывает основы основ, разрушает семейные отношения, губит ячейку общества – то, из чего состоит всё общество. Это не невинные забавы, «от которых никому не больно». Это удар стенобитной машиной по фундаменту. Со всех сторон если бить, что от здания останется? Одни воспоминания. Также и обман в торговле отнюдь не невинный «дополнительный приработок». И он в себе несёт огромный заряд на разрушение. Покупая просроченный или испорченный товар, или продукт с двойной ценой (на витрине заниженной и настоящей ценой на кассе), вряд ли какой покупатель останется довольным. Не забываются и «интересные» акции с «двойным дном», выгодные в конечном итоге самим продавцам. В итоге в человеке просыпается чувство ущемлённости, ощущение, что его явно обманули. Если нас обвесят на кассе или не додадут сдачу от «неокруглённой» суммы, не дозаправят, опять же рассчитывая, что не будем мелочиться из-за нескольких копеек и даже рубля, мир не перевернётся. Катастрофы тоже не будет. Однако даром такое не пройдёт. Тот же обсчитанный и обвешанный в магазине клиент молча выразит протест адекватными своими поступками. У себя на работе, в офисе, где бы ни было, но где есть возможность, он тоже ведь может в свою очередь начать провозглашать свою «справедливость». По отношению к себе! Теперь он будет «наказывать» других и добирать свои копеечки и побольше. С малого начинаются повальная коррупция, взяточничество, вымогательство, круговая порука. Получается, что если человек из-за слабости характера или по другим причинам готов молча терпеть обман в свой адрес, то он постараться компенсировать понесённый ущерб? В обществе, таким образом, начинает процветать тотальная несправедливость. По мелочи, увеличиваясь, как снежный ком, одна неправда порождает другую, становясь неразрешимой проблемой для общества. Мы редко задумываемся над положением вещей, ещё меньше думаем об истоках, и вовсе не хотим напрягать мозг, ища своё участие, свою вину в происходящем. Что мешает каждому из нас быть честным участником торговли? Даже если не продавая, но покупая, мы в любом случае оказываемся втянуты в эту сферу жизнедеятельности. Мы можем активно пресекать увиденную несправедливость. Не «голосуя ногами», то есть, не убегая из одного обманутого места в другое, а словом указать на ошибку мнимую или преднамеренную. Не ругаясь, но твёрдо отстаивать свои права не быть обманутым сделать своей привычкой так ли трудно? Многое зависит от нас самих. Мы недооцениваем себя. Не выходит из памяти мысль, сказанная досточтимымшейхом Саидом-афанди. Относительно взяток он сказал: «Если не хотите давать её, не давайте. Всё!» Мы сами можем искоренить это зло, если перестанем быть соучастниками: давать и требовать, брать и молчать – отношения изменятся. Если все кругом не дают ничего «на лапу», обирающий сделает положенное, ему некуда будет деваться! Простая и гениальная мысль, но общественное сознание, жаль, до этого ещё не доросло. Поэтому не будет преувеличением, если сказать, что честно ведущий свой бизнес человек – базис справедливых отношений в обществе. Сам не обманет и другим не позволит. Отсюда его высокая степень перед Создателем. Аби Саид передал от Пророка (мир ему и благословение) хадис, где говорится, что «Справедливый торговец в Судный день воскреснет вместе с пророками, сиддикунами и шахидами». Так просто заслужить такое несравненное положение и так сложно устоять от соблазна…
|