После бегства Виктора Януковича, который незадолго до этого подписал соглашение с оппозицией в присутствии трех европейских министров иностранных дел, на Украине постепенно формируется новая власть. Спикера парламента и бывшую правую руку Юлии Тимошенко Александра Турчинова избрали исполняющим обязанности президента.
Министров внутренних дел и обороны и генерального прокурора тоже сменили. В скором времени ожидается назначение нового премьер-министра.
В Вашингтоне, Москве и всех европейских столицах в один голос призывают к стабилизации ситуации на Украине. Как бы то ни было, новой власти придется в срочном порядке решить четыре основные проблемы.
1. Раскол Украины
Страна фактически разделена на две большие части. Западная Украина ориентируется на соседнюю Польшу и Западную Европу, а местное население говорит на украинском языке и придерживается католической веры. Восточная Украина ориентируется на Россию, исповедует православие (несмотря на все разногласия между Московским и Киевским патриархатами) и говорит на русском языке, а ее горнодобывающая промышленность и металлургия зависят от российских заказов.
К этим двум частям следует добавить и Крым: на полуострове проживает русское большинство с двойным российско-украинским гражданством. В 1954 году Крым был «подарен» Украине Никитой Хрущевым, который по национальности сам был украинцем. В Севастополе находится военно-морская база, которую Россия арендует по подписанному до 2042 года соглашению.
Как бы то ни было, переоценивать эти расхождения тоже не стоит. Прежде всего, между востоком и западом страны не существует четко прочерченной языковой, религиозной и политической границы. Существует и центральная Украина, которая склоняется то к востоку, то к западу. Наверное, самым ярким тому примером служит столица Киев. Большая часть ее населения поддержала Майдан, хотя две трети киевлян и говорят по-русски.
Хотя поначалу протестные акции были направлены против решения Виктора Януковича отказаться от соглашения с Европейским Союзом, в скором времени им на смену пришла критика засилья клана Януковича, коррупции и нарушений прав человека. Это недовольство объединило активистов как с востока, так и с запада страны.
Некоторые наблюдатели говорят о том, что протестное движение способствовало укреплению или даже формированию украинского национального самосознания и смогло сплотить страну. Будем надеяться, что такой оптимизм и вправду оправдан.
2. Вопрос лидерства
На Майдане, где ее встретили овациями сто тысяч собравшихся активистов, бывший премьер-министр Юлия Тимошенко попросила прощения за весь украинский политический класс, в том числе и за собственные поступки. Воспоминания о ней действительно остались не самые лучшие, например, то, как после «оранжевой революции» она боролась за власть с прозападно настроенным президентом Виктором Ющенко.
После двухлетнего заключения по указанию Виктора Януковича она не исключает участия в будущих президентских выборах, которые уже успели назначить на 25 мая. Сама она родилась в начале 1960-х годов в русскоязычном Днепропетровске и в полной мере извлекла выгоду из постсоветской приватизации.
Обрисовались в движении и другие лидеры. Например, бывший заместитель Юлии Тимошенко Арсений Яценюк. После ее задержания именно он возглавил партию «Батькивщина». Этот бывший министр экономики и иностранных дел вышел на одну из ведущих ролей после трех месяцев протестов.
У него образовался тандем с бывшим чемпионом мира по боксу Виталием Кличко, который сейчас возглавляет партию «УДАР». Кличко не скрывает стремления баллотироваться в президенты, несмотря на отсутствие политического опыта. Хотя оно, в целом, может даже стать козырем этого двухметрового великана, которого в отличие от многих других украинских политиков нельзя упрекнуть в личном обогащении за счет государственных средств.
Наконец, нужно отметить уроженца Львова Олега Тягнибока, который возглавляет партию «Свобода». Этому движению с ультраправой и антисемитской риторикой удалось завоевать 11% голосов на последних выборах. Как бы то ни было, политическое влияние Тягнибока за последние годы пошло на спад, хотя его «войска» были в авангарде столкновений с силами правопорядка. В восточных регионах «Свободу» называют фашистской партией. Российские СМИ и официальные лица намеренно раздувают ее влияние, чтобы тем самым дискредитировать всех оппозиционеров.
3. Экономическая ситуация
Первой задачей новой власти станет исправление катастрофической ситуации в экономике. Государственные закрома пусты, причем не только из-за царских замашек Виктора Януковича, о которых свидетельствуют фотографии его резиденции.
Украине нужно вернуть кредиторам порядка 13 миллиардов долларов до конца года. А у нее за душой сейчас нет ни копейки. В декабре прошлого года Кремль пообещал бывшему президенту займ в 15 миллиардов долларов в обмен на сближение с Москвой. Первый транш в 3 миллиарда уже был перечислен, однако второй был заморожен на неопределенный срок.
Во время встречи в Сиднее министры финансов стран «большой двадцатки» дали понять, что готовы помочь Украине, однако так и не назвали никаких конкретных сумм. Генеральный директор Международного валютного фонда Кристин Лагард заявила, что ее организация готова, как и раньше, прийти на помощь Киеву при условии проведения реформ.
4. Политика Владимира Путина
Смещение Виктора Януковича стало ударом для президента России. Он опасается, что новые киевские власти могут повернуться к Европейскому Союзу, как того требуют активисты, и что во второй по величине славянской стране сформируется демократическая система. Хотя на Украине и в России сложились совершенно разные ситуации, Путин считает, что крах украинского авторитарного режима со всеми его постсоветскими чертами может стать угрозой для его собственной власти.
Пока что Кремль весьма сдержанно говорит о недавних событиях. И критикует несоблюдение оппозицией подписанного на прошлой неделе договора с Януковичем. Специальный представитель Путина отказался подписать эту бумагу, хотя предварительно и парафировал ее.
Как бы то ни было, в руках Москвы еще остались карты. Прежде всего, это инструменты экономического давления. Россия уже неоднократно применяла их: играла с ценами на поставляемый на Украину газ (в том числе и тот, что идет транзитом в Западную Европу), открывала и закрывала границы для украинских товаров в силу собственных стратегических интересов.
Кроме того, Владимир Путин может поддержать оппозицию новой власти в регионах с русскоязычным большинством. Эти люди вовсе не обязательно так уж сильно любят Россию, но они первыми пострадают от закрытой границы. Некоторые российские официальные лица недавно начали поговаривать даже о разделе Украины, хотя это определенно скорее средство устрашения, чем какие-то реальные планы.
Глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон заявила, что главной задачей является «единство, независимость и территориальная целостность» Украины. Формально Владимиру Путину нечего на это возразить. По крайней мере, пока новая украинская власть будет считаться с российскими интересами в его понимании.