Недавние перестановки в дипломатическом ведомстве Саудовской Аравии свидетельствуют о возможности новых сдвигов во внешней и региональной стратегии этой страны.
За последние два месяца роль главы саудовской службы разведки и безопасности Бандара бин Султана заметно ослабла.
Хотя некоторые средства массовой информации называли причиной исчезновения этого высокопоставленного чиновника его болезнь и продолжение лечения в Соединенных Штатах, создается впечатление, что главным фактором уменьшения участия Бандара бин Султана в принятии решений стал провал его важнейших миссий и проектов в регионе.
Продолжительное отсутствие Бандара во внутриполитических делах, а также изменение законодательства, связанного с преследованием обвиняемых в терроризме лиц, привели к тому, что в сфере решения вопросов внешней безопасности укрепились позиции министра внутренних дел Саудовской Аравии Мухаммеда бин Наифа.
В настоящее время принц Мухаммед бин Наиф пребывает в США, но после своего возвращения на родину он официально возглавит государственную службу разведки и безопасности.
Учитывая тот факт, что имя Бандара бин Султана связано со многими ключевыми проектами в регионе, особенно событиями в Сирии, Ираке и Ливане, его смещение с должности главы саудовской службы безопасности вызвало в мире широкий резонанс. Некоторые неподтвержденные источники даже сообщают о том, что он был отравлен российскими спецслужбами, желавшими отомстить Саудовской Аравии за ее помощь в обучении и вооружении чеченских террористов-смертников.
Провал миссии Бандара в регионе
Как полагают эксперты, неудача Бандара бин Султана в продвижении антисирийских проектов не только омрачила отношения Саудовской Аравии с Соединенными Штатами, но и в некоторой степени привела к изоляции саудитов, что, в итоге, и поставило вопрос о его отставке на повестку дня.
В связи с этим 14 февраля сирийская газета Al Watan сообщила: «По оценке аналитиков, отставка Бандара бин Султана произошла из-за столкновения его стратегий с ближневосточной политикой США и его открытой критики правительства Барака Обамы, вызвавшей гнев Вашингтона».
С другой стороны, сопротивление Москвы требованиям Эр-Рияда свергнуть центральное правительство Сирии и осуждение финансовой и военной помощи со стороны Саудовской Аравии сирийским экстремистским группировкам стали причиной новой череды взрывов с участием террористов-смертников в России. Москва обвинила в этом Эр-Рияд, но когда Бандар прибыл в Кремль, ему так и не удалось потушить огонь противоречий.
По мнению наблюдателей, основанием для короля Саудовской Аравии отправить его в отставку стал целый комплекс причин: провал миссии Бандара бин Султана в регионе и опасения саудовского руководства об изоляции страны, которая может возникнуть в результате политики главы службы разведки и вызванного ею кризиса в отношениях с Вашингтоном и Москвой, а также недомогание принца.
Некоторые эксперты убеждены, что этот стратег, отвечающий за внешнеполитическое развитие королевства, потерпел полное поражение, не будучи в состоянии осуществить цели, поставленные еще год тому назад, и сегодня внешняя политика Саудовской Аравии в регионе зашла в тупик.
Изменение позиции Саудовской Аравии по Сирии
Фиаско Бандара бин Султана в продвижении проектов саудитов породило множество предположений о дальнейшей судьбе политика. Когда на него только возлагалась ответственность за выполнение важных политических задач, его называли пилотом, который хорошо изучил политику (здесь имеется в виду образование, которое получил принц в Королевском колледже военно-воздушных сил в британском городе Крануэлле). Как считают аналитики, отставка этого опытного политика свидетельствует о том, что Саудовская Аравия вслед за некоторыми своими союзниками из числа антисирийской коалиции, такими как Турция и Катар, частично поменяла свою позицию по Сирии.
По сообщению сирийской Al Watan от 14 февраля, самый первый признак изменения позиции Саудовской Аравии по сирийскому кризису стал заметен еще тогда, когда королевство оказало давление на национальную оппозицию оппозиционных сил Сирии с тем, чтобы та приняла участие в переговорах «Женева-2». Между прочим, сам Бандар бин Султан разными способами добивался того, чтобы этот раунд переговоров не состоялся.
6 февраля лондонская газета Alquds со ссылкой на видного суннитского богослова из Ливана шейха Махира Хамуда сообщила: «Отставка Бандара бин Султана свидетельствует об изменении позиции саудовского руководства по отношению к событиям в Сирии и Ливане. Пересмотр Катаром, Турцией и Саудовской Аравией своих прошлых взглядов говорит о том, что, добиваясь свержения сирийского правительства, они уже не рассчитывают на террористические группировки».
Озабоченность лидеров Саудовской Аравии по поводу роста экстремизма
Складывается впечатление, что стратегические победы сирийской армии заставили стороны, финансировавшие и поставлявшие оружие террористам в этой стране, разочароваться в перспективности своих усилий. Все больше блокируя боевиков, сирийская армия заставляет их либо спасаться бегством, либо нападать на другие радикальные группировки с целью получения более выгодных позиций. Уже сейчас страны, которые отправляли в Сирию террористов, опасаются их возвращения, потому что они могут стать угрозой для их собственной безопасности.
Затрагивая эту тему, египетский новостной сайт albawaba.com 11 февраля привел следующую информацию: «Дипломаты и отдельные лица, приближенные к правящим кругам Саудовской Аравии, утверждают, что правительство этой страны после продолжительной поддержки противников Башара Асада меняет свою политику из-за опасений перед распространением экстремизма на ее собственной территории».
По сообщению того же источника, Эр-Риад беспокоится, что в конце концов экстремизм сирийской оппозиции привлечет в Саудовскую Аравию боевиков «Аль-Каиды».
14 февраля уже упомянутое издание Al Watan сообщило: «По словам дипломатов, приближенных к Эр-Риаду, из-за решительного противостояния сирийского правительства действиям террористических группировок руководство Саудовской Аравии разочаровалось в успехе предпринимаемых им действий и начало менять свою политику в отношении Сирии, чтобы предотвратить распространение экстремизма уже среди своих подданных».
Правда, некоторые представители саудовских правительственных кругов по-прежнему убеждены в необходимости поддерживать и оказывать военную помощь сирийским оппозиционерам для свержения центрального правительства в Дамаске. Однако и они сейчас больше озабочены внутренней безопасностью в своем государстве и, возможно, именно поэтому частично перестают поддерживать антисирийские силы.
Так, 3 февраля король Саудовской Аравии Абдалла отдал распоряжение о том, что каждый саудовский подданный, отправляющийся на войну в другую страну, будет приговорен к тюремному заключению от 20 до 30 лет. Из этого указа становится видно, что саудиты обеспокоены наплывом террористов и экстремистов в их собственную страну.
Статью на эту тему 11 февраля опубликовало канадское издание Alawsat, которое привело следующие слова главы отдела безопасности министерства внутренних дел королевства Абдул Рахмана Хадлага: «События, происходящие в Сирии, создадут проблемы и для Саудовской Аравии». По оценкам чиновника, на данный момент в военных действиях на территории Сирии участвуют от одной до двух тысяч подданных саудовского короля.
Несмотря на указ Абдаллы о борьбе с терроризмом, некоторые представители политических кругов убеждены, что таким способом саудиты хотят снять с себя обвинения в поддержке террористических группировок, поправить свой пошатнувшийся авторитет и заявить о непричастности к террористическим актам.
16 февраля палестинская газета Al Manar сообщила: «Указ саудовского короля вышел именно тогда, когда сирийская армия добилась крупных побед на фронте, вынуждая террористов возвращаться на родину. Саудовская Аравия, питавшая иллюзии относительно своей победы в Сирии, считает разгром террористов своей большой потерей».
Эпилог
По мнению некоторых экспертов, изменение позиций тех стран, которые постоянно поддерживали террористов в Сирии, свидетельствует о том, что они косвенным образом признали поражение собственной стратегии против Дамаска.
Заговор противников сирийского правительства не удался. В стратегическом плане сирийская армия одержала победу и Запад признает этот факт. Уже сейчас вопрос стоит не о том, какая сторона одержит верх в Сирии, а о том, какое будущее ждет террористов, когда они вернутся в свои страны и станут угрозой для их безопасности.
Существует мнение и о том, что руководство Саудовской Аравии всего лишь использует стратегию кадровой перестановки в сфере дипломатии и безопасности, чтобы доказать другим государствам в регионе и за его пределами свою готовность к сотрудничеству. Возможно, в ближайшие дни мы все станем свидетелями сдвигов, хотя и незначительных, во внешней политике Эр-Рияда.