События на Украине являются отголоском сейсмического по масштабам развала Советского Союза. Инкорпорирование балтийских государств в ЕС и НАТО, не говоря уже о восточноевропейских странах, было первым негативным последствием этого подобного землетрясению геополитического процесса, за которым последовал распад Югославии. «Оранжевая революция» на Украине девять лет назад была ещё более последовательной, пусть и неудачной, попыткой перекройки геополитической карты мира. Происходящие на Украине события являются продолжением проекта США и ЕС по продвижению границ политического и экономического влияния Запада к сердцевине бывшего Советского Союза. Целью этих усилий является ослабление России в геополитическом плане за счёт установления контроля над её периферией и уничтожения буферной зоны безопасности на западе.
Утверждение о том, что Украина является независимым государством и должна быть свободна в выборе внешнеполитических предпочтений, небезосновательно. Однако вмешательство извне и геополитический расчёт подрывают такие суждения. Соединенные Штаты и ЕС эксплуатируют уязвимые национальные чувства украинцев, коррупцию властей и проевропейски настроенное население католиков западной части страны для достижения собственных целей. Проект российского президента Владимира Путина создать Евразийский Союз с участием Украины как одного из ключевых членов не отвечает стратегии Запада.
Опасаясь усиления России, в подходах к ней Запад по-прежнему сохраняет фобии «холодной войны». После Украины цель США и ЕС – смена режима в России с помощью прозападных внутренних сил, выступающих за демократию в стране. Отсюда и систематическое шельмование лично Путина, поскольку его сильное лидерство рассматривается как помеха реализации перемен, которые пытаются осуществить США и ЕС в России, чтобы контролировать политическое и экономическое положение в стране.
Россия не раз заявляла, что урегулированием ситуации на Украине, порожденной внутренними противоречиями, должны заниматься Запад и Россия, но путем консультаций, а не через конфронтацию. Да, западные украинцы предпочли бы присоединиться скорее к ЕС, чем к Евразийскому союзу, но в то же время русскоговорящее население Восточной Украины не хочет участвовать в процессе, который оторвет их от России.
Запад грубо и неосмотрительно вскрыл ящик Пандоры на Украине. Национальные интересы России в этой стране куда более весомы, чем интересы Запада. С развалом СССР миллионы русских остались за пределами нынешних границ России, в том числе на Украине. Границы между странами едва охраняемы, а экономики в высокой степени взаимоувязаны. Если Запад распространит своё влияние на всю Украину, то станут уязвимыми российские позиции в Черном море.
Неудивительно, что Россия энергично отстаивает свои интересы. Угрозы госсекретаря США Дж.Керри об экономической изоляции России – это не более, чем устаревший подход времен «холодной войны». Его пламенные пассажи о том, что «в XXI веке нельзя придерживаться законов поведения века XIX и вторгаться в другую страну под выдуманным предлогом» вызывают ироничную улыбку, особенно если вспомнить вторжение США в Ирак.
Неясно, как теперь достичь компромиссного решения на Украине и воссоединить страну, чтобы и население её западной части, стремящееся в ЕС, и их сторонники из США/Европы, и жители Восточной Украины, а также русские получили бы то, чего они желают. Между Западом и Россией разверзлась пропасть недоверия в очень чувствительном вопросе.
У Индии подобные геополитические игры в Европе вызывают разочарование. Политика смены режима через уличное насилие, наложенное на вмешательство извне, создает угрозу для всей ткани глобальной системы международных отношений и не может получить нашу поддержку.