Газета "Наш Мир" br>
Киев — Всего в нескольких метрах от центральной площади Киева прилавок уличного торговца густо заставлен сувенирами.
Хотя эти сувениры издалека выглядят достаточно яркими и жизнерадостными, при близком рассмотрении они оказываются сборной солянкой символов нового украинского национализма. Батоны, выкрашенные золотистой краской, должны напоминать о том оригинальном изделии, которое было обнаружено в резиденции бывшего президента Виктора Януковича после его побега в Россию. Позолоченные магниты в форме унитазов, очевидно, должны выполнять такую же функцию. На продающихся там придверных ковриках и туалетной бумаге можно увидеть портрет свергнутого президента. Военные нашивки украшены национальным символом, стилизованным сине-золотым трезубцем. Часть из них красно-черного цвета — это цвета ультранационалистического Правого сектора.
Некоторые магниты для холодильников изображают украинскую женщину в венке из цветов и в противогазе, а на других — на тех, на которых изображен сине-золотой солдат, протыкающий штыком свастику с головой российского президента Владимира Путина — написано «Смерть фашистской гадине». На самом деле, Путин появляется на этих сувенирах почти так же часто, как и Янукович, и его лицо нередко украшают гитлеровские усы.
«Победная Революция достоинства изменила не только власти. Страна сделалась иной. Иными стали люди. Пора неотвратимых положительных изменений. Чтобы ввести их, нам необходимы в первую очередь мир, безопасность и единство», — сказал президент Петр Порошенко во время церемонии инаугурации, которая состоялась в Киеве 7 июня.
Изменения действительно произошли — и люди тоже изменились. Крещатик, главная торговая улица Киева, которая проходит через Майдан, ставший центром украинской революции, всегда славился своими сувенирными лавками. Но теперь их товары несут на себе четкую печать крепкого украинского национализма.
Порошенко и его правительство сейчас продвигают идею единства, которого можно достичь через примирение. «С чем я как Президент приеду к вам в самое ближайшее время? С миром. С проектом децентрализации власти. С гарантией свободного использования в Вашем регионе русского языка. С твердым намерением не делить украинцев на правильных и неправильных», — сказал он в своей инаугурационной речи.
Однако производители сувениров на Украине, очевидно, не поняли, что именно он хотел сказать.
«Одна родина»
«Люди, живущие в Киеве и Львове, на востоке и юге — все мы равны. У нас у всех - одна родина и одно будущее, — сказал Александр Коробка, который вместе с женой приехал в Киев в командировку из своего родного города Харькова, расположенного на востоке страны. — Я не думаю, что у этих областей будет будущее, отличающееся от будущего всей Украины… Я надеюсь, что бои скоро прекратятся и что наша страна не распадется на части».
Тем не менее, он все же решил купить придверный коврик, на котором изображен Янукович и написано «Вытирайте ноги». «Если придут гости, мы перевернем коврик наверх той стороной, на которой ничего не написано. Для наших близких друзей мы будем класть его другой стороной». Противоречивые чувства Коробки являются отражением чрезвычайно сложной смеси эмоций, политических взглядов, убеждений, истории и географии, которая мешает распутать тот тугой узел, который сейчас из себя представляет Украина.
На другом прилавке - набор стопок, на которых написано «Слава Богу, я не русский». Майка с изображением жуткого казака украшена надписью: «Лучше умереть, чем жить на коленях». На ветру развевается красно-черный флаг Правого сектора, чьи ожесточенные бои с силами безопасности Януковича помогли протестующим на Майдане одержать победу. В историческом смысле эта группировка имеет тесную связь с наследием Степана Бандеры, украинского националиста, который провозгласил независимость украинского государства спустя несколько дней после вторжения нацистов в Советский Союз в 1941 году. За свое предательство он был расстрелян по приговору руководства СССР в 1959 году.
Хотя основная мысль, нашедшая свое отражение в сувенирах, вполне очевидна — это заявление о сильной и воинствующей украинской идентичности — чувства торговцев оказались несколько более сложными и противоречивыми. «Если Путин — плохой человек, это вовсе не означает, что все русские плохие. Русские — хорошие люди. Путин представляет только самого себя. Он сделал все это специально. Он специально провел все эти провокации, чтобы между людьми началась война», — сказал Ростислав Клименко, который продает сувениры на Крещатике и Майдане уже 10 лет.
Туристы напуганы
По словам Клименко, сейчас продажи сувениров упали, потому что туристы боятся приезжать из-за боев на востоке Украины. Но он уверен, что они вернутся. «После оранжевой революции было огромное множество туристов. Сейчас их мало, потому что они боятся войны», — сказал Клименко, который сам сражался на Майдане 11 декабря.
«Сейчас сувениры с символикой Евромайдана пользуются большей популярностью», — объяснил он, добавив, что основная часть туристов — это украинцы, а не иностранцы. – Если кто-то хочет присоединиться к России, пусть присоединяется, и это понятно. Половина хочет присоединиться к России, другая половина не хочет. Пока неясно, что здесь сейчас происходит».
На самом Майдане под старыми военными палатками до сих пор очень трудно различить площадь фонтанов, белого камня и мрамора. Крики «Слава Украине! Слава героям» разносятся эхом среди небольших групп ночующих в палатках алкоголиков, любопытных иностранных туристов, пенсионеров, бойцов проукраинских отрядов самообороны и жителей центра города, выгуливающих собак и встречающихся со своими возлюбленными. Большинство из них говорят, что люди, которые сейчас стоят лагерем на площади, - это вовсе не те, кто сражался против сил Януковича.
«Вокруг много странных людей. Те, кто сражался в революции, отправились воевать в Донецк — а здесь остались те, кто пьет», — сказала Татьяна, торгующая сувенирами на Майдане уже четвертый год.
На востоке и юге страны Порошенко столкнулся с открытым вооруженным противостоянием. В Киеве он столкнулся с неорганизованным, националистическим блоком, готовым в любой момент снова совершить переворот.
«Мы очистим Майдан только тогда, когда мы очистим систему, — сказал Степан Вакула, приехавший с запада Украины. — Мы уйдем с Майдана только тогда, когда ситуация на Украине нормализуется».
Будет ли третий Майдан?
Проходя мимо центральной части лагеря на Майдане, обитатели которого, очевидно, злоупотребляют алкоголем, Сергей Фейсун (Sergei Feisun), бывший пресс-секретарь оранжевой революции на Майдане 2004-2005 годов, поделился своим видением ситуации, в частности он озвучил предупреждение, адресованное Порошенко.
«Лицо изменилось, а система — нет. Сейчас люди поняли, что эта система бесполезна. Она противоречит нашим нуждам. Эта та же самая экономическая система, которая существовала ранее. Мы живем с теми же законами, — сказал Фейсун. — Если ситуация не изменится, будет третий Майдан».
Майдан сейчас остается довольно сюрреалистичной и беспорядочной сценой, во многих отношениях напоминающей тот хаос, который охватил политическую и социальную сферы Украины. Пока на востоке продолжаются бои, а в Киеве идут переговоры по вопросу прекращения огня между Украиной и Россией, ситуация на местах остается довольно запутанной и в ближайшем будущем не предвещающей никакого четкого решения.
|