Газета "Наш Мир" br>
Затянувшаяся нестабильность, вызванная народными движениями в ряде арабских стран, и угроза постоянного роста организованных групп такфиристов требуют еще больших усилий и сотрудничества всех вовлеченных стран для коллективного урегулирования возникающих кризисов.
С момента возникновения современного Ближнего Востока прошло уже более века, однако следующие друг за другом кризисы продолжают дестабилизировать ситуацию в этом регионе.
На протяжении всего этого периода особая роль ближневосточных стран в политической игре между крупными державами, наличие в этих странах колоссальных энергетических ресурсов и огромного числа нерешенных национально-религиозных проблем сделали ближневосточный регион ареной нескончаемых внутренних протестов и значительного иностранного влияния.
Существует известное высказывание о том, что «на Ближнем Востоке история никогда не заканчивается, а все время совершается». Доказательства этому появляются часто, а развитие событий в регионе свидетельствует о том, что ближневосточные кризисы возобновляются сами собой и, являясь всякий раз в новой форме, бросают вызов региональным государствам.
Теперь здесь произошли новые события. Создается впечатление, что спустя три года напряженной борьбы, начавшейся с народных выступлений в Тунисе, некоторые страны региона, устав от бесконечной политической игры, вынуждены, наконец, предпринимать логические шаги.
В Египте за это время уже дважды прошли президентские выборы. Несмотря на все трудности, аналогичное голосование прошло и в Сирии. Отношения остальных ключевых стран региона также развиваются в сторону вынужденного принятия друг друга.
Таким образом, в условиях, когда отдельные государства так и не смогли устранить своих противников, у них не остается иного выхода, кроме как смириться с их существованием.
Вероятнее всего, в регионе начинается новый исторический этап. Проблемы, возникшие в результате арабских революций, нестабильность и социально-политическая напряженность породили у народов и правительств этих стран своего рода перманентную апатию.
Новые власти Египта сталкиваются с огромным количеством внутренних вызовов. Их первоочередной задачей является решение экономических проблем и установление в стране безопасности. Самый главный урок, который может извлечь нынешний президент этой страны Абдель Фаттах Ас-Сиси из опыта своего свергнутого предшественника Мухаммеда Мурси, заключается в том, что для поддержания безопасности на региональном уровне и создания условий решения национальных проблем необходимо направить усилия на улучшение отношений с соседними государствами и теми державами, которые имеют влияние на Ближнем Востоке. В связи с этим анализируются попытки Ас-Сиси наладить отношения с Сирией, Ираком и Ираном.
С одной стороны, позиция взаимодействия, объявленная правительством иранского президента Хасана Рухани, и конкретные действия властей Ирана, направленные на урегулирование региональных кризисов, создают для ближневосточных стран и особенно Египта подходящие условия для того, чтобы с использованием сложившегося потенциала разрешить возникшую вокруг них кризисную ситуацию в плане безопасности.
С другой стороны, сейчас мы наблюдаем беспрецедентное сближение Ирана и Турции в рамках двустороннего регионального сотрудничества, что может стать хорошим примером для партнерских отношений разных ближневосточных стран. Визит Хасана Рухани в Турцию свидетельствует о значительных усилиях обоих государств, направленных на как можно большее сближение.
Приглашение министра иностранных дел Исламской республики Иран Мохаммеда Джавада Зарифа в Саудовскую Аравию для участия в ежегодном саммите Организации исламского сотрудничества также можно трактовать как еще одну попытку (правда, вынужденную) ближневосточных государств решить проблемы безопасности региона.
Между тем до сих пор актуальными остаются несколько ключевых проблем, свидетельствующих о сохранении напряженности на Ближнем Востоке, а все новые попытки положить ей конец приводят лишь к короткой передышке между войнами.
Первой такой проблемой являются Сирия и продолжающаяся нестабильность в этой стране. Противостояние в Сирии вышло за рамки внутриполитического кризиса и приняло форму регионального соперничества ряда стран в целях определения сферы собственного влияния и руководящей роли в процессах, происходящих на Ближнем Востоке.
Относительное преимущество сирийской армии над террористами в плане ведения боевых действий и укрепление власти центрального правительства, с одной стороны, затянуло войну в Сирии с участием ряда иностранных государств, а с другой – стало началом внутрирегиональных политических усилий, направленных на решение сирийской проблемы.
Еще одной больной точкой стал кризис президентской власти в Ливане, порожденный событиями внутри Сирии и связанными с ними разногласиями между региональными государствами. Хрупкая политическая стабильность в Ливане и надежда национальных группировок на союз с влиятельными иностранными государствами поставили эту страну на грань очередного кризиса, грозящего перерасти в гражданскую войну.
Между тем, в Ираке сложилась еще более сложная ситуация, так что существуют опасения повторения в этой стране сирийского сценария.
Победа на парламентских выборах коалиции «Правительства закона» под руководством нынешнего премьер-министра страны вызвала активный протест некоторых политических партий в связи с третьим премьерским сроком Нури аль-Малеки.
Действия Курдской автономии по экспорту своей нефти без санкции центрального правительства Ирака и сепаратистские взгляды некоторых курдских лидеров стали еще одной угрозой территориальному единству этой страны.
Все перечисленные факты можно отнести к разряду серьезных вызовов отдельным государствам, однако существуют гораздо более значимая проблема, угрожающая всем ближневосточным странам. Она способна обострить уже существующую нестабильность и превратить регион в новый очаг ожесточенной конфронтации.
Эта проблема представляет собой не что иное, как усиление активности организованных террористических группировок, таких как «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).
Относительно недавно неожиданный мятеж такфиристской группировки ИГИЛ в иракских провинциях Анбар, Найнава и Салах-эд-Дин еще более обострил ситуацию в ближневосточном регионе.
Несмотря на то, что страны региона уже десятилетие ведут борьбу с терроризмом, на Ближнем Востоке в результате недавних революционных движений в арабском мире тайно возникла его новая форма, скрываемая под идеологией такфиризма. Она несет в себе угрозу безопасности региональным государствам, которая гораздо более опасна и разрушительнее, чем все предыдущие.
В арабском мире, который все также пребывает в некоторой растерянности после революционных потрясений и образовавшейся в их результате нестабильности, ощущается отсутствие сильной политической власти.
Наличие глубоких национально-религиозных разногласий в арабских странах и их еще большее обострение как следствие войны за власть разных государств в регионе стало благодатной почвой для роста семян экстремизма, что незамедлительно используют сейчас в своих интересах различные такфиристские группировки.
Государства, которые на протяжении долгих лет диктаторского правления могли на поверхностном уровне разрешать некоторые противоречия в социальном плане и предотвращать их появления в других областях, в настоящее время столкнулись с серьезными вызовами собственной безопасности и в результате этого стали свидетелями вновь обострившихся социально-политических проблем в самых глубинах общества.
Общественность этих стран, долгое время лишенная возможности мирного сосуществования с соседями из-за проводимой политики национальных диктаторов, в образовавшемся вакууме столкнулась с еще более серьезной опасностью в виде активизации деятельности экстремистских группировок.
Неспособность обеспечить безопасность превратила Ближний Восток в настоящий рай для различных экстремистских групп, таких как «Аль-Каида».
Принимая во внимание данную проблему, кажется, что ключевые державы Ближнего Востока все-таки были вынуждены прийти к разумному решению и приготовиться к коллективному урегулированию существующих кризисов.
Конечно, принять это разумное решение заставило не «общее благо», а неспособность отдельных стран добиться устранения своих конкурентов и структурное давление, обусловившее стремление государств к решению региональных проблем с практической точки зрения.
Однако станет ли это новым этапом в политических отношениях на Ближнем Востоке, или данные процессы окажутся лишь очередным повторением истории?
Ответить на этот вопрос довольно трудно. Только время может показать, какими окажутся последствия данных преобразований.
Так или иначе, пока страны региона не признают, что в связи с их исторической, культурной, цивилизационной и религиозной общностью у них нет иного выбора, кроме как сосуществовать друг с другом, множество незначительных угроз местного характера может перерасти во всеобъемлющее зло регионального масштаба.
Таким образом, урегулирование ближневосточных кризисов может состояться только при условии коллективного сотрудничества государств региона.
|