Газета "Наш Мир" br>
Сейчас Москва и Запад борются за Украину, и один из главных рычагов, который имеется у западных лидеров — это угроза жестких санкций против жизненно важного для России энергетического сектора.
Однако теперь, когда Владимир Путин, по-видимому, сумел убедить ряд ключевых европейских стран присоединиться к амбициозному проекту трубопровода «Южный поток», по которому российский газ будет поступать через Черное море на юг Европы, Запад может лишиться этого аргумента.
Всего месяц назад г-н Путин заключил 30-летний газовый контракт с Китаем на 400 миллиардов долларов, продемонстрировав, что даже в том случае, если санкции отрежут Россию от западных рынков, у нее останутся выгодные альтернативы в Азии.
Во вторник в самом сердце Европы, в Вене, улыбающийся Путин присутствовал при подписании еще более значимого соглашения между Газпромом — российской государственной газовой компанией-монополистом — и австрийской нефтяной компанией OMV. Речь шла о строительстве австрийской части «Южного потока». Когда через три года трубопровод вступит в строй, потребители в Центральной и Южной Европе будут каждый год получать по нему около 63 миллиардов кубометров российского газа. Это может обеспечить Европе зависимость от Газпрома на многие десятилетия.
Вероятно, не было случайным совпадением, что одновременно с этим визитом в Австрию г-н Путин попросил российский парламент отменить его специальные полномочия по использованию военной силы на Украине, чем выбил почву из-под ног у сторонников санкций.
«Путин, бесспорно, хорошо ведет игру, — считает главный редактор ведущего московского внешнеполитического издания «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. — Как минимум, он умело избегает шагов, которые могут дать США серьезный предлог ввести более жесткие санкции».
Эксперты считают эту сделку сугубо политической и демонстрирующей умение Путина использовать разногласия между европейскими странами по вопросу о том, как реагировать на действия России на Украине. Стоя во вторник рядом с Путиным австрийский президент Хайнц Фишер (Heinz Fischer) ясно дал понять, что его страна, которой предстоит стать важным распределительным центром для российского газа, ставит бизнес выше политических соображений. «Санкции никому не выгодны. Они не принесут никому прибыли», — заявил он.
США, Украина, Британия и ряд восточноевропейских стран активно выступают за блокирование «Южного потока» уже потому, что этот проект, по-видимому, нарушает правила Европейского Союза, согласно которым одна и та же компания не может владеть одновременно и трубопроводом и газом.
Однако Болгария, которую в прошлом месяце Европейская комиссия убедила приостановить работу над «Южным потоком», теперь утверждает, что участие в проекте абсолютно законно. Сербия, по территории которой проходит еще один ключевой отрезок трубопровода, также заявляет, что «не видит причин» замораживать строительство.
«Я считаю, что “Южный поток” почти наверняка будет построен», — говорит Михаил Крутихин, партнер московской консалтинговой компании RusEnergy.
«Каждая страна, по территории которой пройдет “Южный поток” будет этим очень довольна. Они получат инфраструктуру, которой, по правилам Европейского Союза, сможет пользоваться любой поставщик энергоресурсов. И хотя Европейская комиссия чинит проекту определенные препоны, полностью она ему не препятствует, — полагает аналитик. — Всем очевидно, что Европа еще много лет не сможет обходиться без российского газа».
Появление «Южного потока» также поможет реализоваться возникшему после украинской «Оранжевой революции» 2004 года кремлевскому плану полностью отрезать Украину от российской сети для транзита газа в Европу. Еще с советских времен большая часть российского газа поступает в Европу по проходящему через украинскую территорию трубопроводу «Дружба», название которого сейчас звучит иронически. Три года назад благодаря вступлению в строй «Северного потока», тянущегося по дну Балтийского моря из России напрямую в Германию — к главному европейскому потребителю российского газа, — объемы топлива, идущего через Украину, сократились более чем в два раза.
Скорее всего, именно поэтому временное правительство Украины отчаянно старается добиться от своих западных сторонников противодействия «Южному потоку». Руководство украинской энергетической отрасли уверяет, что Москва искусственно затягивает текущую российско-украинскую «газовую войну», чтобы представить Украину ненадежной транзитной страной и подтолкнуть Европу к поддержке «Южного потока».
Между тем, по мнению г-на Крутихина, главной целью «Южного потока», действительно, можно считать отстранение Украины от газотранспортной сети Газпрома — и от транзитных доходов.
«Фактически “Южный поток” вряд ли увеличит количество газа, который Россия продает Европе. Он только перенаправит этот газ в обход Украины по новой дорогостоящей инфраструктуре, — утверждает он. — Для России он абсолютно не прибылен. Это чистая политика и больше ничего».
По слухам, строительство «Южного потока» принесет большие прибыли нескольким магнатам, связанным с Кремлем, включая бывшего тренера российского лидера по дзюдо Аркадия Ротенберга, строительная компания которого «Ситройгазмонтаж» получила ряд выгодных контрактов.
Еще один аспект «Южного потока», который может серьезно раздражать Киев и Запад, — это план Газпрома построить ветку для снабжения недавно аннексированного Крыма. Сейчас снабжение полуострова энергией все еще полностью зависит от Украины.
Впрочем, пресловутое умение Путина раскалывать европейцев и настраивать их друг против друга, возможно, несколько переоценивается, полагает г-н Лукьянов.
«Расколоть Европу — на самом деле, не проблема. Она и так расколота, — добавляет он. — Путин отправился в Австрию, потому что он с самого начала понимал: австрийцев больше интересуют деньги, чем политические игры».
|