Газета "Наш Мир" br>
Си Цзиньпин доволен саммитом АТЭС: после долгих лет осторожной политики Китай объявил, что намерен встать во главе рынка, объединяющего 3 млрд человек. Чтобы "подвергнуть пересмотру" роль США, решающей для Пекина стала поддержка путинской России, связи которой с Западом ослабевают. Обама делал ставку на Транстихоокеанское партнерство и не избежал "неловких моментов", пишут СМИ.
"Китай вновь дал о себе знать, и он не шутит". Си Цзиньпин не пытается скрыть от союзных лидеров удовлетворения успехом саммита АТЭС, который завершился на озере Яньциху", - пишет корреспондент La Repubblica Джампаоло Визетти. Идея, которая сквозит в речи председателя КНДР, масштабна: "Мир нуждается в новом равновесии: это дело самих азиатских народов - управлять безопасностью и бизнесом растущих экономик". Таким образом, после долгих лет осторожной политики цель Китая становится официальной, и она амбициозна. "У Китая есть ресурсы и масштаб, чтобы встать во главе рынка, который объединяет 3 млрд человек и охватывает территории от Балтийского моря до Юго-Восточной Азии".
"В понедельник Обама, с тем чтобы подорвать китайский план, собрал в американском посольстве в Пекине представителей 12 государств, которые выступают в поддержку Транстихоокеанского партнерства - инициативы, не включающей ни Россию, ни Китай", - продолжает Визетти. "Однако в конце концов страны АТЭС одобрили зону свободной торговли, инициатором которой является принимающая сторона" саммита.
"Теперь Китай может нацеливаться на "ведущую роль в экономической интеграции Азиатско-Тихоокеанского региона, чтобы поддержать мировой рост", - пишет корреспондент. И, чтобы "подвергнуть пересмотру" роль США, решающей стала поддержка путинской России, мстящей за санкции, связанные с Украиной.
"Пекин вновь занимает центральное место в богатой части глобуса, омываемой Тихим океаном, тогда как США и Европа вытеснены на обедневшие окраины Атлантического океана", - утверждает автор статьи.
"Си Цзиньпин один раз уже надувал Америку. Во время его первой зарубежной поездки в качестве председателя КНР полтора года назад он поехал не в Вашингтон к Бараку Обаме, а к Владимиру Путину в Москву", - пишет Феликс Ли на страницах Die Zeit. Тогда Вашингтон попытался сделать вид, что ему безразлично, однако в этот раз, на саммите АТЭС, все пристально наблюдают за тем, как лидеры России, Китая и США обращаются друг с другом. "И китаец опять очень явно дает понять, что он стоит на стороне Путина", - подчеркивает журналист. В частности, на групповом фото всех участников саммита Си Цзиньпин держится рядом с российским президентом, в то время как Обаме досталось место у самого края.
"Посыл Си Цзиньпина ясен, - полагает автор: - избавившись от всех внутриполитических противников с помощью замаскированной под борьбу с коррупцией чистки, он хочет сказать, что он могущественен, как ни один его предшественник после Дэн Сяопина. И теперь он жаждет продемонстрировать силу всему миру, на что не отваживался даже Сяопин. Пекин хочет, чтобы США рассматривали Китай на равных".
Во время первой встречи с Обамой год назад Си говорил о "новом типе отношений между сверхдержавами". Теперь все проясняется. "Китай должен находиться в центре, - так интерпретировал эксперт из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Бонни Глейзер. - В будущем каждой стране придется учитывать интересы Китая". Да и на личном уровне Си Цзиньпин не проявляет особого уважения к Обаме: китайский руководитель считает американского президента слабаком, говорится в статье.
"Прежде всего, на саммите АТЭС Китай пытается добиться расположения России", - продолжает автор. По традиции эти страны не особо доверяют друг другу, но китайское руководство умело пользуется спором Путина с американцами и европейцами. К примеру, Пекин больше десяти лет безрезультатно пытался договориться с Москвой о строительстве нового газопровода, а в мае стороны пришли к соглашению, и в это воскресенье Путин и Си Цзиньпин подписали документ о строительстве второго газопровода.
Более того, в своей речи перед участниками АТЭС Путин заявил, что Китай является ключевым партнером России в регионе и что в будущем Россия будет отводить большую роль Азиатско-Тихоокеанскому региону. "За эти слова он сорвал море аплодисментов, Обаме же в Пекине отведена роль статиста", - добавляет автор.
"Мимолетный обмен репликами между Обамой и Путиным в конференц-центре в Пекине в понедельник стал свидетельством неловкости, которая может воцариться, когда мировые лидеры собираются в одном месте", - пишет корреспондент The Wall Street Journal.
Проследовав за китайским лидером Си Цзиньпином в изысканно украшенную комнату, Путин обернулся в направлении своего американского коллеги и заметил по-английски: "Красиво, не так ли?" Обама прохладно выразил согласие, не глядя на Путина и проигнорировав его похлопывание по спине.
Неловкие моменты в сфере дипломатии могут произойти, даже когда страны находятся в дружественных отношениях, замечает журналист. "Сидя рядом с первой леди Китая Пэн Лиюань в зрительской зоне на открытом воздухе, российский лидер накинул ей на плечи плед - чтобы увидеть, как она через несколько секунд сняла его и передала сопровождающему", - говорится в статье.
"Аналитики и бывшие дипломаты предостерегают от того, чтобы искать скрытый смысл в этих неуклюжих взаимных жестах, отмечая, что подобные встречи часто обусловлены сценарием и просчитаны с целью апеллировать к домашней публике", - пишет автор.
Во вторник президенты Обама и Путин единодушно сочли... что высокие потолки и изысканная резьба по дереву в конференц-центре в Китае выглядят довольно мило, повествует журналистка The Los Angeles Times Кристи Парсонс. "Красиво, не так ли?" - сказал Путин. "Да", - согласился Обама, ни с кем не встречаясь взглядом. По мнению автора, это максимальное совпадение точек зрения, которое оказалось возможным между Путиным и Обамой на саммите АТЭС.
"Путин не выполнил просьбу мирового сообщества вывести войска с Украины", - пишет газета. Обама рассержен, но не может полностью отталкивать от себя человека, который имеет большое влияние в ряде "горячих точек", в том числе в Сирии и Иране.
"На протяжении дня российская сторона распространяла сообщения о контакте лидеров. Пресс-секретарь Кремля сказал журналистам, что Путин и Обама поговорили "несколько раз". Между тем Белый дом не заострял внимания на этих диалогах. Лишь под вечер он информировал, что Обама и Путин поговорили трижды, беседа длилась в общей сложности 15-20 минут, речь шла об Иране, Сирии и Украине.
"Путин намерен укрепить связи с Китаем в момент, когда отношения с Западом ослабевают", - отмечала во вчерашнем комментарии в The Financial Times Катрин Хилле.
По словам российских чиновников и аналитиков, противостояние с Западом убедило правительство Путина, что оно должно увязать свои интересы безопасности с Китаем, так как архитектура евроатлантической безопасности разрушена непоправимо. Москва надеется преобразить ШОС в более серьезный альянс в сфере безопасности.
Давний элемент архитектуры европейской безопасности - Основополагающий акт Россия-НАТО, в котором НАТО обещало не создавать перманентных баз у границ России, напоминает журналистка. Но трения из-за украинского кризиса подогревают у России опасения, что это обещание рушится.
Следующий президент США почти наверняка будет относиться к России жестче, чем Обама.
"Это вынуждает Россию двигаться в ином направлении - к Китаю и Ирану, уходить из западной международной системы, - говорит Клифф Капчен (Eurasia Group). - Это не отвечает интересам Запада. Россия превращается в государство, которое не примыкает ни к каким блокам, - вроде Индии, только сердитое".
|