Газета "Наш Мир" br>
В фильме Ридли Скотта (Ridley Scott) «Исход: цари и боги» (Exodus: Gods and Kings), премьерный показ которого пройдет во всех кинотеатрах страны 12 декабря, конечно же, мы увидим самое известное из всех библейских чудес: как «разверзлось» Красное море. Однако это чудо будет показано совершенно не так, как его изобразил Сесил Де Милль (Cecil B. DeMille) в своем классическом фильме 1956 года «Десять заповедей» (The Ten Commandments). В том фильме Чарлтон Хестон (Charlton Heston), исполнявший роль Моисея, «разделил» море таким образом, что образовались две огромные стены из воды, между которыми народ Израиля перебрался на противоположный берег по образовавшемуся на какое-то время мелководью. Армия фараона, бросившаяся вслед за ними на колесницах, утонула сразу же, как только Моисей повелел морским водам сомкнуться вновь.
Как заявил г-н Скотт, в его новой экранизации легенды события описаны более реалистично, поэтому Моисею в его фильме не приходится полагаться на чудесное вмешательство Бога. Режиссер решил, что в его фильме морские воды разойдутся под воздействием цунами, вызванного землетрясением. Пред началом землетрясения прибрежные воды обычно отступают и обнажают дно, и лишь затем на него обрушивается гигантская волна.
Но и эта трактовка событий не совсем убедительна. Время, в течение которого прибрежные воды отступают перед ударом цунами, обычно длится всего лишь 10–20 минут, а этого слишком мало, чтобы дети Израиля успели перейти море по обнажившемуся дну. Кроме того, Моисей не смог бы узнать о приближающемся цунами, если бы ему об этом не сказал Бог. Такое тоже можно допустить, но в этом случае в сюжете сохраняется элемент чуда.
Есть гораздо более естественное объяснение тому, каким образом морские воды могли отступить и на какое-то время открыть дно. Все дело в приливах и отливах — природном явлении, которое как нельзя лучше вписалось бы в тщательно продуманный план Моисея, поскольку Моисей вполне мог бы предвидеть начало отлива.
В некоторых точках планеты в результате отливов морское дно остается открытым на протяжении нескольких часов, и лишь затем приливные воды с шумом возвращаются к берегу. Что интересно, в 1798 году Наполеон Бонапарт с небольшим отрядом солдат верхом на лошадях пересекали Суэцкий залив в северной части Красного моря — примерно в том месте, где по преданию совершали свой переход Моисей с народом Израиля. На участок морского дна протяженностью около мили, превратившийся на время отлива в мелководье, внезапно хлынули приливные воды, чуть не затопив всадников.
Согласно библейскому писанию, израильтяне остановились на отдых на западном берегу Суэцкого канала, когда вдруг увидели вдалеке облака пыли, поднятые колесницами египетского фараона. Израильтяне оказались зажатыми между Красным морем и войском фараона. Хотя не исключено, что облака пыли стали для Моисея важным знаком — по ним он смог определить, когда египетская армия доберется до берега.
Моисей в молодые годы жил в тех местах и знал, в каком месте караваны переходили Красное море во время отлива. Он знал расположение звезд на ночном небе и был знаком с древними методами предсказания приливов, основанными на положении Луны на небосклоне и на ее фазе. Что же касается фараона и его жрецов, то они жили на берегах Нила, соединяющегося со Средиземным морем, в котором приливы и отливы происходят крайне редко. Скорее всего, они почти ничего не знали о приливах в Красном море и о том, насколько опасными они могут быть.
Зная, когда может начаться отлив, сколько времени морское дно будет мелководным, и когда вода опять начнет прибывать, Моисей вполне мог составить план бегства израильтян. Самым удачным было бы выбрать для своего бегства период полнолуния — когда отлив намного сильнее и длится гораздо дольше — у израильтян было бы достаточно времени, чтобы пересечь море. В этом случае и прилив был бы гораздо более мощным, и вероятность того, что преследовавшая их армия фараона погибнет в морской пучине, была выше.
Самым главным здесь было точно рассчитать время. Последним группам израильтян предстояло пройти по мелководью как раз перед началом прилива. Они должны были увлечь за собой войско фараона, преследовавшего беглецов на колесницах, и заманить их на мелководье, где те и утонули бы в нахлынувших водах прилива. На тот случай, если бы войско фараона оказалось на берегу моря до начала отлива, у Моисея, по всей видимости, был запасной план, направленный на то, чтобы задержать преследователей. Если бы египетская армия подошла к берегу уже после прилива, то Моисей мог бы предварительно перевести свой народ через море, а потом — во время следующего отлива — послать своих лучших людей навстречу египтянами, чтобы те продолжили преследование, и заманить их на мелководье.
В Библии упоминается, что в ту ночь все время дул сильный восточный ветер, отгоняя волны в море. Согласно законом физики океана, ветер, дующий над мелководьем, отгоняет в море больше воды, нежели ветер, дующий над глубокими водами. И если по счастливой случайности такой ветер дул и перед тем, как народ Израиля перешел через Красное море, то отлив в тот раз оказался сильнее обычного, и площадь мелководья увеличилась.
Само собой разумеется, возникновение такого ветра приписывалось божественному вмешательству, и поэтому на протяжении многих веков во время пересказов предания об исходе Моисею, который тщательно разработал план бегства во время отлива, отводилась второстепенная роль. Правда Моисей не мог предвидеть тот внезапный и очень кстати появившийся ветер, поэтому он не мог учесть его в своем плане. Следовательно, все его расчеты времени наступления и окончания отлива и прилива основывались на предсказаниях.
В то время, когда в 1798 году Наполеон со своими войсками чуть не утонул в северной части Суэцкого залива, вода во время прилива обычно поднималась на – 6 футов (1,5–1,8 метров), а если в соответствующем направлении еще и дул ветер, то на 9–10 футов (2,7–3 метра). Однако есть данные, указывающие на то, что во времена Моисея уровень воды в море поднимался гораздо выше. Следовательно, береговая полоса Суэцкого залива во время прилива могла смещаться дальше на север, и амплитуда прилива в нем была больше. Если все так и было на самом деле, то настоящую историю о том, как народ Израиля перешел через Красное море, не пришлось бы приукрашивать такими деталями, как стены воды, обрушившиеся на преследовавшее их египетское войско.
Здесь следует упомянуть еще об одном свидетельстве. Как выяснилось, моя гипотеза о том, что Моисей мог спланировать переход через Красное море и воспользоваться отливом, не нова. Древний историк Евсевий Кесарийский (Eusebius of Caesarea), живший в 263–339 годы нашей эры, упоминает две версии предания о переходе через Красное море, ссылаясь на греческого историка Артапана (Artapanus, (80–40 годы до нашей эры). Одна из версий, которую рассказывали жители египетского Гелиополя (Heliopolis), совпадала с библейским преданием. А вот согласно другой версии, распространенной среди жителей Мемфиса (Memphis), «Моисей, хорошо знавший те места, дождался морского отлива и перевел свой народ через море по мелкой воде».
Если Моисей на самом «разверзнул» воды Красного моря, воспользовавшись приливом, то предсказание прилива в этом случае следует считать самым впечатляющим и самым важным в истории.
Доктор Б. Паркер — в прошлом старший научный сотрудник Национальной океанической службы при Национальном управлении атмосферных и океанических исследований США. В настоящее время является приглашенным профессором в Технологическом институте Стивенса (Stevens Institute of Technology). Автор Книги «Сила моря: цунами, штормовые приливы, волны-убийцы и наши попытки предсказывать катастрофы» (The Power of the Sea: Tsunamis, Storm Surges, Rogue Waves, and Our Quest to Predict Disasters).
|