Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4609
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Личность и ислам (окончание интервью с Аслбеком Мусиным)
Газета "Наш Мир"
Газета «Наш Мир»

- Очень часто говорят, что мир изменился после 11 сентября 2001 года. Как известно, в этот день произошёл взрыв башен-близнецов в США, что послужило началом новой войны против исламского экстремизма. Но насколько правомерно говорить об экстремизме, отождествляя его с исламом?

- Часто пропагандистский пафос официальных СМИ сильно затрудняет понимание обозначаемых явлений. В результате мы начинаем оперировать клише и описывать мир и его феномены навязанным и непонятым языком.

Одним из таких феноменов является «исламский экстремизм» и сопутствующие ему понятия. На мой взгляд, следует разделять религиозную, теологическую часть от политических обстоятельств агрессии Запада против некоторых «мусульманских» стран. Безусловно, природа традиционных «мусульманских» учений, в частности, сект «суннизма» и «шиизма» имеет экстремистскую сущность, поскольку доктрины этих учений максимально дистанцированы от своего центра, ядра, которым является Коран. Теория и практика - теология и ритуал - «суннизма» и «шиизма» имеют мало общего с методологией самого Корана. Практически во всех своих основаниях это разные религии.
 
Статус пророка Мухаммада, роль ритуалов в религии, положение женщин в обществе, отношение к науке и накоплению знаний -везде коранический ислам не соглашается с историческими традициями «суннитов» и «шиитов». Поэтому, когда Запад обвиняет традиционное «мусульманство» в регрессе, антигуманизме, фанатизме, ксенофобии и женоненавистничестве, то претензии эти довольно обоснованы.
Традиционное «мусульманство» является апатичной и нежизнеспособной системой, пребывавшей в летаргическом сне последние несколько веков, однако, военно-экономическая экспансия Запада вывела этого колосса из комы. Обратившись вначале к идеологии национализма в качестве мобилизующей идеи, колонизированные и униженные «мусульмане» быстро разочаровались в ней и вспомнили о своем исламском прошлом. Так были сформулированы экстремистские идеологии, существующие по сей день.
Важно понимать две вещи. Первое: все идеологии «мусульманского» экстремизма рождены в лоне «мусульманской» традиции и не основываются на Коране.
Второе: эти идеологии являются реакционными по своей сути, что делает их неавтономными, нецелостными и, что самое главное, управляемыми теми, кого они провозглашают в качестве противников.
Учение саудовского «салафизма», объявляющее Запад средоточием зла и неверия, в глобальном масштабе выполняет роль маячка наведения для американских ракет, сил быстрого реагирования и регулярных войск.
Обратите внимание: там, где появляется «салафизм», очень скоро появляется Пятый американский флот!

- Как рождается религиозный радикализм? Из чего складываются составляющие для того, чтобы человек однажды сказал, что готов взять в руки оружие для отстаивания своей веры?

- По всей вероятности, идёт отождествление понятий «экстремизма» и «радикализма». Однако, этимология этих слов неодинакова и, более того, противоположна. Оба имеют латинское происхождение. Экстремизм происходит от слова extremus - крайний, удаленный от центра, от основы. Радикализм происходит от слова radix - корень, то есть наоборот, близкий к центру, к основе. Поэтому думаю, что следует разделять эти понятия.

Чтобы человек взял в руки оружие для отстаивания того, что ему дорого, достаточно убедить этого человека в том, что он может это (дорогое ему) потерять. Так обычно происходит во время войн. Когда враг вторгается в твой дом, естественной реакцией на это будет оборона с оружием в руках. Это следует помнить, рассуждая о войнах вообще, в том числе, о тех из них, где религиозные мотивы играют существенную роль.

Другое дело, когда свои убеждения люди готовы навязывать силой. Для этого, как правило, достаточно заставить человека действовать иррационально, повинуясь эмоциям. Вот здесь ключевую роль играет религия, точнее понимание религии, основанное на принципе авторитета. Авторитета предков, священника, муллы, традиции, большинства. Такая иррациональная вера не основывается на рациональном осмыслении человеком причин и мотивов своих поступков, но на эмоциональных категориях конформизма.
 
На мой взгляд, в основе иррациональной веры, ответственной за религиозный экстремизм и фанатизм, лежат такие феномены, как самоидентификация, самоотождествление, самовосприятие и др. Человеку необходимо как воздух, а может быть больше чем воздух, определить себя в коллективе, в обществе, приобрести статус. Для этого он ищет одобрения своих поступков в глазах других, сначала родителей, потом друзей, подчиненных или начальников, мужчина в женщине, женщина в мужчине и т.д. Проще говоря, иррациональная, естественная «вера» основана на подчинении базовым инстинктам человека, в отличие от той Веры, которая описывается в Коране, которая должна быть основана на преодолении инстинктов через Разум.

- Тревожит то, что зачастую инициаторами радикального экстремизма выступают муллы, что видим на примере ряда стран. Как правило, человек, приходящий к вере, склонен прислушиваться к мнению священнослужителей, чем, и пользуются недобросовестные служители культа. Простите за такую советскую терминологию, но в данном случае она более чем уместна. Ведь большинство верующих часто не различают, где свет, а где тьма и потому принимают за откровения слова проповедников, которые не всегда правы. Как вы прокомментируете это?

- Подобная терминология более чем уместна. Лучше не скажешь. Интересно, что в Коране в отношении мулл применено именно такое описание.

Институт жречества является девиацией, отклонением от принципов, определенных в Коране, где сама идея посредничества между Богом и человеком осуждается радикально. Жрецы, эксплуатируя психологические страхи и ожидания большинства людей, создают религиозные традиции, где сами занимают привилегированное положение, одновременно теоретически оправдывая социально-экономическую несправедливость в обществе.
 
Однако ответственность за искажение Веры и заблуждение масс лежит не только на жрецах, но и на самих заблудших. Бог не меняет положения людей, пока они сами не изменят себя.

- Вера - это право каждого человека. Однако, так или иначе человек не может оставаться вне общества и поэтому это затрагивает нас всех, особенно если речь идёт об экстремизме. Религиозный экстремизм не появляется сам по себе. В чём, по вашему мнению, его истоки в республиках Центральной Азии?

- Причина распространения религиозного экстремизма в Казахстане, на мой взгляд, имеет двойственную природу.
 
Первое, Казахстан - это часть мусульманской цивилизации, поэтому апелляция к прошлому уже предполагает возврат к мусульманской форме самоидентфикации.
 
Второе, экспорт религии, осуществляемый «мусульманскими» странами, такими как Саудовская Аравия, Пакистан, Турция и др.
 
Либеральное законодательство и отсутствие целостной государственной политики в отношении деятельности религиозных организаций облегчают распространение вредоносных учений и сект.
 
Следует также сказать, что религиозный экстремизм экспортируется в Казахстан не только из «мусульманских» стран. Иррациональные культы проповедуются протестантами, ведантистами, сайентологами, шаманистами-тенгрианцами, эзотериками и прочими.

- Может ли религиозный экстремизм родиться в Казахстане - стране с полиэтническим составом и многоконфессиональным укладом? Ведь Коран говорит о том, что религия - дело совести каждого человека и запрещает насилие для насаждения ислама. Как там сказано: «Кто хочет – пусть уверует, а кто не хочет, пусть отклонится»…

- Экстремизм может родиться и прижиться везде, где люди не думают своей головой.

Вы правы, Коран говорит именно об этом. Навязывание своих взглядов силой запрещено Богом. Человек должен обладать правом самостоятельно принимать решения относительно своей веры.

- Если у нас появятся экстремисты, то страна может оказаться на грани исчезновения или гражданской войны. Нам это надо?

- Нам это не надо.

- Ислам часто называют религией справедливости. Насколько правомерно сегодня об этом говорить, когда мы видим так много несправедливого и в странах с преимущественно мусульманским населением? Расслоение общества на богатых и бедных, безработица, миграция - всё это есть и в Казахстане…

- Я бы сказал, что Ислам - это религия стремления к справедливости, так как в Коране сказано, что неравенство и несправедливость есть неотъемлемые условия этого мира. Если бы их не было, то не было смысла в сотворении человека, ибо Человек есть нечто, что должно пройти испытание, преодолеть соблазны и искушения.

Причина отсталости и поражения «мусульманских» народов лежит в отклонении их сознания от Корана в сторону человеческих традиций.

- Аслбек, не так давно муфтият республики издал фетву, в которой призывал предать лично вас остракизму. Причины подобного решения? И насколько допустима для священнослужителей подобная нетерпимость к своему единоверцу?

- Мотивация поступков этих людей вполне понятна - инстинкт выживания. Нетерпимость укладывается в логику их церковного мышления. Странно, что они не называют себя Инквизицией и не призывают жечь всех несогласных на кострах.
Категория: Исламские новости | Просмотров: 2086 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 3.5 | |

Источник: http://zonakz.net/blogs/user/izgi_amal/7914.html

Автор: Беседовала Алия РАХАТОВА

Новости по теме:


Всего комментариев: 1
2011-01-03
1. Галима Галиуллина (Галима) [Материал]
Уважаемый Аслбек! Прекрасное интервью. Очень своевременные мысли и позиция. Знакомы ли Вы с книгой Бжезинского "Второй шанс"? Хотелось бы с Вами обсудить некторые ее положения. Если можно, напишите мне на мой электронный адрес galima131@verizon.net Меня зовут Галима Галиуллина, я живу в Вашингтоне, доктор философских наук, мы с Вами единоверцы. Заранее благодарна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Форма входа
Логин:
Пароль:
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана