$IMAGE1-right$ Газета «Наш Мир»
В минувшую среду в Алматы состоялось совещание руководителей областных филиалов республиканского религиозного объединения «Казахстанская ассоциация Хаджи» (РРО «КАХ»), руководителей предприятий и экспертов Комитета по стандартизации «Халяль». С годовым отчетом о проделанной за этот год работе, основных достижениях и перспективах развития халяль-индустрии, организации «круглых столов», а также о разработке и принятии необходимых в дальнейшей деятельности нормативно-технических документов выступили председатель РРО «КАХ» М.А. Сарсенбаев и ответственные работники объединения и Технического комитета по стандартизации «Халяль» О. Касенов и Д. Заманбеков. Открытию совещания предшествовало традиционное прочтение Корана, воздание щедрой хвалы Аллаху за мир и согласие на земле казахстанской, за здоровье и благополучие, которое Он ниспосылает смиренным рабам своим.
По роду своей деятельности нам, журналистам, приходится бывать на совещаниях самого разного уровня, освещать темы, жизненность и важность которых несомненна и неоспорима. Процессы глобализации, происходящие на земле, стали притчей во языцех, становятся одной из самых актуальных задач, игнорирование которых может стоить самого факта дальнейшего существования жизни на планете. Но если эти самые процессы глобализации вызывают среди определенной части землян практически во всех континентах открытый протест и сопротивление глобализации, значит, происходит что-то не так, значит, надо прислушаться к голосу разума, значит, надо срочно что-то пересмотреть и, пока не поздно, внести ясность в решение тех или иных жизненно важных задач, произвести коррекцию в стихийности движения и задаться сакраментальным вопросом: а туда ли мы идем? Быть может, есть необходимость изменить направление движения? Но решение проблем мирового уровня не происходит спонтанно. Они не решаются абстрактным способом сразу, одновременно и одномоментно волей даже могучей кучки. Любой животрепещущий вопрос во всем мире и во все времена всегда поднимался из недр человечества, прорывался через кратер дум и треволнений. И если сильные мира сего опаздывали с решением назревших проблем, то происходило всеразрушающее землетрясение с извержением обжигающей лавы. И бездумный мир становился безумным. Почему история имеет свойство повторяться? Потому что человечество повторяет свои ошибки, наступая на одни и те же грабли на одном и том же месте. Так и хочется спросить: доколе, человек?
Во все времена находились люди, предлагавшие компромиссные варианты, решение которых помогло бы человечеству спастись малыми жертвами. Но беда в том, что мы живем в условиях сослагательности и амбициозности, бросая вызов не кому-нибудь, а самому Господу, возомнив себя непогрешимыми и всесильными. Сегодня словосочетание «амбициозные планы» стало модным, оно беспощадно эксплуатируется на каждом углу даже мелким чиновником в угоду времени. Это словосочетание становится изречением, жалким критерием дальновидности и достижения успеха. И невдомек этим людям, что амбиции есть перчатка, брошенная природе, есть вызов, брошенный духу смирения и духовности. Верх и низ повязаны одной веревочкой и одной судьбой.
Они должны идти по жизни вместе, шаг в шаг, не сбивая ритм и чеканность движения, иначе произойдет сбой в строю, сбой в мыслях и сердцах, сбой в душе и духовности. И не дойдет человек до высокой цели. Для чего тогда жить на белом свете, пытаясь затмить солнце кулаком амбиций? Не лучше ли жить в гармонии с собой и Богом, изливающим нам свои щедроты, ежедневно подсказывающим через тысячи признаков, как жить в гармонии с собой и миром. В каждой стране есть люди мыслящие, думающие, ищущие, жаждущие помочь другим постичь Бога, через Него самого себя, а затем и жизнь. Эти люди являются звеном, связывающим импрам, то есть простых людей с властью, а власть с импрамом. И когда это достигается, происходит так называемое чудо: мир объединяется в искреннем желании стать лучше не завтра, а сегодня, прямо здесь и сейчас. Человек начинает чувствовать аппетит к нормальной жизни. А аппетит, как известно, приходит во время еды. Человек же есть то, что он ест. И тогда он начинает жить не для того, чтобы просто поесть, а ест, чтобы по-человечески жить. И он заслужил право есть не что попало и как попало, а употреблять в пищу только и только халяль-продукты, разрешенные Священным Кораном и Библией. В нашей родной стране человеком-посредником между импрамом и властью стал Марат-кажы Сарсенбаев. Сегодня имя отца казахской халяль-индустрии известно всей планете, он стал послом халяльного мира. Халяль плавно и гармонично вписывается в процесс глобализации и не только не вызывает протеста у мировой общественности, а, напротив, приходит как спаситель и спасатель человечества, призывая жить не только для того, чтобы есть, а жить в справедливом халяльном мире. Жить счастливо и по-божески. Об этом наш репортаж. — За время внедрения в нашей стране халяль-индустрии я очень многое понял и осознал, — начал свой нетрадиционный, начисто лишенный чиновничьего штампа, налета важности и некой значимости отчет. — Оказывается, поведение человека, жизнь, его судьба, — все связано с осознанием человеком Аллаха. Одно дело — быть мусульманином, жить по канонам шариата с глубоким иманом. Но есть, оказывается, и тонкости, которые мы просто обходим, но не специально, а в силу суетности. Мы не придаем значения такому фактору. Как умение правильно мыслить. Я не только понял, но и получил экспериментальное подтверждение этому тезису. Мы как мыслим, так и живем. Мысль материализуется. Ученые сотни и тысячи раз экспериментировали с материальным миром: с цветами, пшеницей, животными. Когда человек сердитый, хмурый, угрюмый, когда он зол на весь мир, у него все валится из рук. Цветы растут плохо, быстро вянут; семена пшеницы всходят слабыми, беззащитными, низкоурожайными и с низкими хлебопекарными качествами. Проводили эксперименты с двумя группами мышей, давали одинаковую пищу. Первую группу вскармливали неохотно, со злобой, хаяли пищу, ругали мышей, не желали им здоровья, относились к ним формально. И они захирели. Второй группе мышей давали ту же пищу охотно, с улыбкой и доброжелательностью, хвалили пищу и мышей. Желали им добра и здоровья. Эти мыши росли быстро, были здоровыми и шустрыми. А что такое халяль и харам? Это добро и зло. Если мы всему животному и органическому миру, всему человечеству и каждому человеку в отдельности будем желать только добра и процветания, то так и произойдет. Добро прорастает добром, а зло — злом. Ваша позитивная мысль, ваши добрые пожелания вернутся к вам тысячекратно усиленными, вам воздастся от Аллаха сторицей. Именно этот фактор и лежит в основе халяль-индустрии. Значит, слово изреченное — халяль. Это светлая мысль и чистые помыслы, это добрые поступки и пожелания, это честность во всем и благочестие, это воздание хвалы Аллаху и Его благословение…
А ведь абсолютно прав Марат-кажы. Почему продукция фирмы «Халал Султан», возглавляемой Бинали Бадаловым, пользуется ажиотажным спросом? Потому что вся колбасная продукция благословлена Аллахом. А как это происходит? Шеф и многие работники производства читают пятикратный намаз в прекрасной, специально отведенной молельной комнате. Сам Бинали глубоко верит в Аллаха Всемогущего, богобоязнен, чист мыслями и поступками, потому и дела его идут хорошо, фирма процветает. В чем проявляется обратная связь? Ему и его фирме благодарны миллионы потребителей, которые вместе с халяль-пищей выздоравливают, избавляются от многих недугов. Человек все видит и все подмечает. Мусульмане благодарят Аллаха, немусульмане — своего Бога, через него благодарят фирму, которая поставляет освященные молитвами колбасные изделия. Примерно то же происходит и в АО «Алматы Құс», где ребята-мусульмане на конвейере тысячи раз за рабочее время произносят «Бисмилляхи Аллаху Акбар», а это зикр, создающий ауру божественности. А сколько раз за время совещания Марат-кажы и его соратники произносили: «Инша Аллах!», «Маш Аллах!», «Субхан Аллах!», «Аль-хамду лилляхи!»…
Аллах слышит сразу и сразу воздает по заслугам. Скорость воздаяния зависит от искренности и масштаба человеческого труда. Марат Агибаевич — человек со здоровым юмором, заражающий окружение своей искренней эмоциональностью и заряжающий людей энергией созидания. Это черта личностей харизматических, способных вовлечь в орбиту своей кипучей деятельности тысячи и миллионы землян, которые со временем начинают осознавать собственную несознательность до встречи с таким человеком. Так вот Марат Агибаевич на совещании привел один пример, в котором два противоположных составляющих: тезис и антитезис. Некоторые товарищи сетуют, как, мол, так получается, что мы трудимся в поте лица десятки лет и никакой благодарности от государства. А вы за полтора года изъездили полсвета, познакомились с государственными деятелями, изучали халяль-индустрию, начали внедрять ее и тут же вас наградили Почетной грамотой Республики Казахстан. Почему так быстро и за какие такие заслуги? А вы спросите у Аллаха, был ответ.
А ведь и на самом деле. Марат Сарсенбаев действительно изъездил пол-света, действительно встречался с государственными деятелями. Но ведь это были не формальные визиты вежливости или какие-то невинные светские сплетни об экономических преимуществах одного государства перед другим. Марат Агибаевич не учил жить других, он у них учился жить, чтобы потом научить своих соотечественников этому искусству. Смиренные не преклоняют колени перед сильными мира сего, они преклоняют их только перед Господом, и в этом их величие и простота. Да, Марат-кажы склонил голову в знак своего глубочайшего уважения перед великим Мухаммадом Махатхиром, с которым беседовал в течение четырех часов. И вынес он не только факт того, что мудрый премьер-реформатор за долгие годы правления не уволил ни одного человека. Казахский полпред усвоил главное: мир стоит перед глобальным выбором — или халяль, ниспосланный Кораном, или харам, Иблисом практикуемый. Он уповал на Аллаха, Его щедрость и милосердие.
Заступничество Аллаха оказалось очевидным и ошеломляющим. На международной выставке халяль- продукции, прошедшей в Малайзии, Казахстан неожиданно занял первое место. Но столь ли оно неожиданно и случайно? Быть может, случайность есть проявление и дополнение закономерной необходимости?
Для Марата-кажы закономерность в том, что он умеет сжимать время, спрессовывать его за счет четкой организации дела и организации труда, постоянного повышения квалификации персонала. Во главу угла он ставит высокий профессионализм и высочайшую ответственность. Но еще выше он ставит духовность. Запад, зацепленный за материальное благосостояние, начал терять свое духовное начало. Восток, почитаюший дух, возносится к вершинам духовности. Марат-кажы научился читать этот язык. Он постиг истину, что между властью, олицетворяющей дух силы, и сознанием, знаменующим силу духа, как раз и надо искать компромисс. И он нашел.
Его заслушивали в правительстве о внедрении в Казахстане халяль-индустрии. Он сумел убедить всех в преимуществе халяль, тем более перед вступлением в ВТО. Власть аргументов мягко вплелась в ткань аргументов власти — гармония была достигнута. Во благо не только Казахстана. Миллиардная буддийская Индия и Япония приняли новые законы процветания, внедрив халяль во все сферы жизни. Тем же путем пошли католическая Англия и Франция, США и Бразилия, Австралия и Канада, не говоря о странах с мусульманским большинством. Сумеет ли устоять перед натиском нового позитивного явления Китай, производящий две трети свинины? Эта великая держава, не одну тысячу лет гармонично сочетающая теизм с атеизмом, сколь благоразумна, столь и рациональна, сколь щедра, столь и прагматична. Марат Агибаевич оптимистичен и внутренне великодушен, терпелив и напорист. За короткое время он обобщил опыт всех стран, обогнавших Казахстан в халяльной инициативе и даже сумел вырваться на конкурсном спурте. Теперь в стране эффективно начали работать филиалы РРО «КАХ».
Любое дело венчает результат. В Казахстане сотни предприятий переходят на производство продукции халяль. Представитель Караганды Каркен Омарбеков говорил о маргариновом заводе, оказании спонсорской помощи предпринимателем Чистовым. Но планы таковы, что для расширения производства и увеличения объемов продукции нужны солидные средства. Может ли помочь Исламский банк развития, спрашивал он. Разными вопросами задавались представители РРО «КАХ» Танирберген Баймурзаев из Алматинской области, Алимбек Омаров из Кордая и другие. Разъяснительного характера выступления ответработников РРО «КАХ» Д. Заманбекова и О. Касенова участники совещания выслушали с большим интересом. Запросы участников форума свидетельствовали о необходимости удовлетворения нужд людей в производстве халяльной продукции, и они рассчитывают на решении их проблем.
Но Марат Сарсенбаев, кроме решения текущих вопросов, занят уже задачами перспективного направления: подготовкой идеологов халяль-индустрии — религиоведов и теологов. Соответствующие документы уже подготовлены. И если в недалеком будущем они решатся, то развитие халяль-индустрии в нашей стране будет поставлено на прочный фундамент. Да будет так.
Мнайдар МЫРЗА-ХОЖА, Кальбинур ХОШНАЗАРОВА |