Фильм повествует о жизни праведной Марьям, которую Всевышний «избрал, очистил и возвысил над женщинами миров». Начало фильма переносит зрителя в то время, когда иудеи в Иерусалиме с нетерпением ждали рождения в семействе Имрана обещанного через пророков мессии. И когда забеременела жена Имрана, она воззвала ко Всевышнему: «Господи! Я дала обет посвятить Тебе одному того, кто находится в моей утробе. Прими же от меня, ведь Ты — Слышащий, Знающий». (Сура 2, аят 35). Но по мудрости Аллаха она родила девочку, а не мальчика, как все ожидали. Ее мать назвала девочку Марьям, что значит: «служащая Богу». Еще будучи подростком, Марьям переселилась жить в келью при Храме, где ее наставником стал пророк Закария. Кстати, многие служители Храма претендовали на то, чтобы стать наставниками Марьям, никто не хотел уступать это право добровольно. Пришлось кинуть жребий. И жребий пал на Закарию. Здесь надо отметить, что режиссер не отступил от аятов Корана, касающихся этого эпизода. Вот что Аллах передал нам через Мухаммада, в своем Коране,: «Это часть рассказов о сокровенном, которое Мы сообщаем тебе в откровении. Ты не был с ними, когда они бросали свои письменные трости, чтобы решить, кто из них будет опекать Марьям. Ты не был с ними, когда они препирались». (сура 3, аят 44). | |
Что обычно отличает фильмы иранских режиссеров, снимающих мусульманское кино? Их отличает тщательное следование букве Писания, если они снимают что-либо по мотивам Корана. В отличие от западных режиссеров, иранские кинематографисты не позволяют себе свободно трактовать Священные тексты и навязывать зрителю свое, зачастую, искаженное понимание Ислама. В основном, весь фильм режиссера Ш. Бахрани основан на сурах Корана, но и ему не удалось полностью избежать вкраплений из других источников помимо Корана. Например, о том, сколько точно было лет Марьям, когда она родила Иисуса, мир ему, не сказано в Коране. Авторы фильма остановились на версии 16 лет, по-видимому, взятой из религиозных преданий. Не совсем удачным, на наш взгляд, был придуман авторами фильма эпизод начала открытого противостояния священнослужителей, иудейских улемов, с одной стороны, и Закарии с Марьям, с другой. По сценарию, открытое противостояние между ними началось после того, как она вошла вовнутрь Храма вместе с мужчинами, чтобы совершить молитву. Более того, далее идет эпизод, явно носящий оттенки шиитского вероубеждения. В фильме, на вопрос Закарии: почему она зашла вовнутрь Храма вместе с мужчинами, Марьям ответила, что ей было ниспослано Откровение. Далее, во время этой совместной молитвы в Храме, она услышала имена трех женщин, одно из которых ей особенно понравилось. Понравилось так сильно, что она прониклась большой любовью к этой женщине. Тогда Закария сказал, что это лучшая из женщин, дочь последнего пророка Аллаха (авторы фильма подразумевают Фатиму). При всей нашей любви и уважении к семье нашего пророка Мухаммада , здесь прослеживается явно шиитская трактовка и возвеличивание Фатимы, да будет доволен ею Аллах. Однако, посмотрите, как профессионально это сделано, как умело создатели фильма раскрывают тонкие моменты человеческих взаимоотношений и выдавливают у зрителя обильные слезы соучастия и сопереживания с героями. Сразу обращает на себя внимание зрителя одежда женщин — иудеек и христианок. Их женщины в фильме одеты так, как одеваются современные мусульманки, скрывая очертания своих прелестей от чужих мужчин. Вот, действительно хороший аргумент против современных иудеев и христиан, которые забыли простые основы своей религии и разрешили своим женщинам оголяться до неприличия. И когда они видят покрытую, согласно законам Бога, мусульманку, то называют это возвратом в «средневековье». Еще одно отличие всех фильмов, которые снимают кинематографисты-мусульмане, от фильмов, снятых немусульманами, — это отсутствие элементов многобожия в обращениях ко Всевышнему. Мольбы и обращения к Аллаху всех героев носят строго единобожный характер. Закария, Марьям, жена Имрана и другие герои фильма в своих мольбах обращаются строго к Единому Богу, у которого нет сотоварищей. Марьям, в соответствии с исламским вероубеждением, никогда не называла себя святой. И когда к ней обращаются нищие женщины с вопросом: «это ты, святая Мария?», она просто отвечает: «Я, Марьям». В другом эпизоде к ней обращается римский военачальник со своей женой и больной дочерью и просит: «О, Марьям, вылечи нашу дочь, ты — наша последняя надежда». Марьям сразу рассмотрела в этом обращении элемент многобожия и сказала: «Я ничем не могу помочь вам. Все в руках Аллаха. Я могу только помолиться за нее». Раздавая весь свой хлеб неимущим, Марьям находила у себя в маленькой молельне угощение от Самого Господа. И Закария всегда находил у нее фрукты в любое время года, даже в несезон урожая. Эти эпизоды также соответствуют аятам Священного Корана: «Господь принял ее прекрасным образом, вырастил достойно и поручил ее Закарии. Каждый раз, когда Закария входил к ней в молельню, он находил у нее пропитание…». (Сура 2, аят 37). Еще один, очень важный момент, который на наш взгляд необходимо особо отметить. На протяжении всего фильма идет скрытое, а иногда и открытое противостояние верующих между собой. Обратите внимание —противостояние именно верующих в одного Бога людей. В этом фильме неверующий царь-тиран по имени Ирод пытается найти и уничтожить мессию еще ребенком. Но опасность для Закарии, для Марьям и Иисуса, исходящая от неверующего царя Ирода и всего его войска, — ничто по сравнению с опасностью, исходящей от поклоняющихся в Храме верующих и священнослужителей. Кто ожесточенно выступал против пророков Закарии, Йахьи, против праведницы Марьям? Кто заставил правителей распять пророка Иисуса? Кто, в наше время, способствует тому, чтобы власти сажали в тюрьмы ученых и поклоняющихся? Кто, в наше время, способствует врагам религии в деле раскола мусульман? Кто сегодня поддается провокациям и подливает масла в огонь вражды между так называемыми «суннитами» и «шиитами»? Кто сегодня готов «сдать» и уничтожить своего брата-мусульманина только за то, что тот «не по-нашему масхабу» читает намаз? Кто виноват в том, что мусульмане, имея в руках Руководство от Самого Аллаха, находятся сегодня в таком униженном положении? Кто виноват в том, что из всего многомиллиардного мусульманского сообщества сегодня только 1% ученых, остальные 99% современных ученых исповедуют другие религии? Кто виноват в том, что современные клерикалы губят в зародыше всякое творчество и креативность мышления? Ответ прост и страшен: верующие, или считающие себя таковыми. |