Газета "Наш Мир" br> Нет никаких сомнений, что вопросы, касающиеся экономической стороны, являются одними из приоритетных моментов, влияющих на жизнь людей и всего общества. Материальная сторона жизни человека так или иначе основывается и зависит от экономики того или иного государства. Экономическая сторона в общественной жизни людей занимала настолько важное место, что некоторые исследователи и мыслители поставили экономику во главу угла социальных, исторических, идейных процессов в обществе. Так, некоторые исследователи посчитали даже, что появление исторических личностей так или иначе связано с экономическими и социальными преобразованиями в обществе. Таким образом, экономика была поставлена ими как основа политических процессов, причина всех революционных движений. Даже появился и термин о так называемом экономическом детерминизме. Ислам, в свою очередь, не ограничивает себя исключительно вопросами нравственности (ахлак), духовного роста и молитвой, но в исламских законодательствах множество моментов и, причём, довольно интересных, касающихся экономической стороны. Ислам, уделяя важное место экономике, не считает её основой всего, хоть в исламском праве большое количество разделов, касающихся экономики, всё это так или иначе свидетельство только того, что исламское право и законодательство (шариат) уделяют важное место экономике в жизни людей, но не основное. Так, в одной молитве пророка Ислама мы читаем: «О, Боже! Благослови для нас хлеб насущный и прибавь его нам, не ограничивай его для нас, ибо не будь его, мы не сможем ни молиться, ни держать пост, ни выполнять другие предписания религии!» В другом предании говорится: «Посредством этого мира человек получает мир последний». Ислам считает, что природа человека имеет как материальную, так и духовную основы. Таким образом, Ислам строит свою программу человеческого общежития, опираясь на эти два направления. Значит, экономические моменты — только часть той программы, выполняя которую человек достигнет своего совершенства и подлинного предназначения. Это, в свою очередь, в корне отличается от экономических идей буржуазного либерализма, где приоритет отдаётся материальному удовлетворению. Главное техническое отличие исламских финансов от господствующей в мире модели может быть сведено к отказу от ростовщического капитала и спекуляции, не увеличивающей национальный доход. Это позволяет мусульманским экономистам вместо такого инструмента, как “цена денег”, подверженного воздействию огромного числа субъективных и сугубо спекулятивных факторов, ввести более приемлемую категорию “эффективности капитала”. Ресурсы, ориентируясь на норму доходности непосредственно, перетекают в те сектора экономики, потенциал которых наиболее положительно оценивается рынком. Ислам не признаёт то, что экономические факторы становятся причиной идеологических, нравственных становлений человека. Такое мировоззрение Ислама, с одной стороны, противоречит марксистской позиции, которая, в свою очередь, все общественные процессы так или иначе связывает с экономическими, социальными, историческими изменениями в обществе. С другой, противоречит и идее буржуазного либерализма. Таким образом, Ислам, признавая большую роль и важность экономики, не считает её основой, но материальная сторона есть только дополнение и помощь духовному росту человека и способствует основному продвижению человека именно в духовном развитии. Предшественники говорили: «Аскетизм, в двух словах, — это когда человек, теряя (из материального достояния), не сожалеет, а когда что-то получает (из материального достатка), то, не испытывает сильной радости». Известна и другая мудрость: «Аскетизм не означает отстраниться от мира и запретить себе разрешённое Богом, но аскетизм — это то, когда человек видит то, что в руках Бога, большим и более надёжным, чем то, что в руках людей». Из этих преданий и традиций мы видим, что Ислам, считая важным материальные и экономические достижения, не ставит их во главу угла, но делает их только средством для достижения более высоких целей человеческого предназначения. И если до этого времени мусульманские ученые предпочитали ориентироваться на западные экономические модели, то семидесятые годы характеризуются возвратом к исламским ценностям. В 80-е гг. Иран, Пакистан, Судан, Афганистан предприняли попытки реализации исламских идей на практике (в том числе путем исламизации экономики). В разработке модели мусульманской экономики участвовали теологи из Пакистана, Египта, Саудовской Аравии. Попытки создания исламской экономики или ее отдельных элементов предпринимаются в рамках Организации Исламская конференция (ОИК), а также на неправительственном уровне. Алмат Абсаликов
|