До недавнего времени монгольское происхождение Чингисхана не вызывало у большинства рядовых людей никакого сомнения. Однако вот уже несколько лет некоторые татарские историки пытаются доказать его татарское происхождение, якуты докапываются до якутских корней, а в Казахстане периодически вспыхивают дискуссии о казахской крови хана Чингиза. Два года назад, когда в ряде стран отметили 850-летия со дня рождения Чингисхана, среди казахстанских и китайских историков разгорелась дискуссия об этнической принадлежности «потрясателя Вселенной». В Алма-Ате даже провели конференцию “Чингисхан и казахская государственность” с участием ведущих ученых из России, Ирана, Китая, Монголии, Казахстана и других стран.
Но точка в полемике не поставлена. Мы возвращаемся к теме не для того, чтобы обсудить зловещую или прогрессивную роль Чингизхана в истории. Хотя и на эту тему ученые и политики спорят.
После того, как ЮНЕСКО назвало Чингизхана “величайшим полководцем двух тысячелетий», целая группа известных деятелей культуры от лауреата Нобелевской премии немца Ханса-Петера Дюрра до Евгений Евтушенко, от Чингиза Айтматова до Олжаса Сулейменова, а еще и калмык Кугультинов, азербайджанец Эльчин, таджик Мумин Каноат и другие обратились к главам государств и общественным деятелям. «На родине завоевателя, - писали они, - чтобы поднять дух нации, свой имидж и престиж в глазах международного сообщества, встали на путь возвеличивания одного из самых жестоких тиранов человечества, представляя его в образе миротворца и поборника свободы совести. …Была учреждена главная государственная награда Монголии - орден Чингисхана. Пышными торжествами сопровождалась закладка в центре Улан-Батора мемориального комплекса с 20-метровой скульптурой Чингисхана и 17-метровыми изваяниями девяти его военачальников, предварительной стоимостью в 19 миллионов долларов США. Были организованы международные конференции и форумы, издано большое количество специальной литературы. В этой связи не может не беспокоить государственная политика, нацеленная на открытое восславление правителя-тирана, цинично игнорирующая кровь и слезы миллионов его безвинных жертв на всем Евразийском континенте».
Депутат нашего Мажилиса Мухтар Шаханов, кстати, тоже подписавший письмо, гневно вопрошал: «Если в каждой стране будут устанавливать памятник тиранам и предавать историческую память, то недалек тот день, когда и Гитлера смогут оправдать?». Вместе с Чингизом Айтматовым Шаханов написал тогда эссе “Опасный фетиш Чингисхана». Обвинил историка Каныбека Даниярова, автора тезиса «Чингизхан – казах», в попытке провозгласить Чингисхана освободителем, сыном казахского народа, а не завоевателем и тираном. Стрелы гнева депутата Шаханова достигали Улан-Батора и Улан-Удэ, Пекина и Казани, Якутска и Урумчи. Споры вроде бы утихли. Но это только на поверхности. Новые поколения казахов, монголов, якутов, калмыков ожесточенно полемизируют о том, кем же он был Чингизханом в сетях Интернета. И отголоски этих споров молодежи вновь прорываются в жизнь.
«Монголы вообще никакого отношения к Чингисхану не имеют…»
Я уже более десяти лет занимаюсь историей своего народа, в которой, как известно, великое множество белых пятен. К слову сказать, толчком к пристальному изучению казахской истории послужила альтернативная история Казахстана, изложенная Калибеком Данияровым, который больше остальных сделал для возвращения Чингисхана нашему народу. Так вот, я все больше убеждаюсь в том, что у казахского народа великая история. Говорят, историю делают гении. В этом смысле, по крайней мере, три выдающиеся личности мировой истории имеют непосредственное отношение к нашему народу. Это царица саков Томирис, предводитель гуннов Аттила и Чингисхан. В жилах этих гениев текла казахская кровь.
Так называемая Великая монгольская империя была создана в 1206 году, в нее преимущественно входили племена и роды, которые ныне составляют казахскую нацию. И создал это государство выдающийся сын казахского народа – Чингисхан.
Казахский след
На протяжении 1500 лет, начиная с империи хунну Модэ 209 года до нашей эры, на территории современной Монголии проживали многие племена и роды, составляющие сегодня казахский этнос. На памятнике, установленном в 1990 году в Аварге, являвшейся летней резиденцией Чингисхана, что находится в 25 километрах от русла реки Керулен, высечены родовые знаки примерно сорока казахских племен и родов. В настоящее время насчитывается всего около 75 казахских родов. Когда я спросил у ведущего монгольского ученого-археолога, доктора наук, профессора Довдой Байара, что за знаки изображены на памятнике в Аварге, он ответил, что это его друг, фамилии которого, я, к сожалению, не запомнил, собрал все наскальные надписи на территории Монголии и использовал их в работе над памятником. В свою очередь я попросил Байара передать скульптору глубокую благодарность от всего казахского народа, потому что он документально подтвердил то, что на территории современной Монголии длительное время, до ухода оттуда Чингисхана, проживали нынешние казахские племена и роды. Однажды я за 20 дней проехал по бездорожью Монголии более пяти тысяч километров. Побывал и в том месте, где родился Чингисхан, был там, где его провозгласили ханом, был в Каракоруме – резиденции великих ханов Угедея и Менгу, был у знаменитого камня Кюльтегина. И самое главное – я посетил Бурхан Халдун, где разворачивались все основные события, связанные с нашим великим предком.
Выдающийся персидский историк Рашид-ад-Дин перечислил племена и роды, которые в III веке до нашей эры вышли из Эргунекона и позже поселились на Бурхан Халдуне. Это следующие племена: нукуз, урянкат, хунгират, икирас, олхонут, коралас, элджигин, кункулают, ортаут, конкотан, арулат, килингут, усун, баяут, кунджин, сулдус, илдуркин и кинчит. Именно они образовали группу так называемых монголов дарликин, из которых позже вышел Чингисхан. Часть из них – потомки Алан џауа – образовали так называемую группу монголов нирунов. Так вот, используя данные Рашид-ад-Дина, Жалаири, Абулгази, Тынышпаева, Шакарима, Даниярова и других ученых, я установил , что все эти племена и роды тюркские. Многие из них вошли в состав нынешних казахских племен и родов. Таким образом, получается, что Чингисхан родился в среде обитания тюркских, а не монгольских племен. Это очень важно.
Потому что это значит, что Чингисхан говорил на языке тех казахских племен, которые проживали на территории Монголии в XIII веке.
Монгольский след
У меня состоялся обстоятельный разговор с директором национального центра Монголии по изучению литературного памятника «Сокровенное сказание монголов» академиком, доктором филологических наук, профессором Далантаем Цэрен Содномом. Из нашего разговора я понял, что концепция монгольских ученых такова: в XIII веке на территории Монголии проживали монгольские племена, к которым они относили найманов, кереев, коныратов, жалаиров, меркитов и т.д. Все они, по утверждению ученых из Улан-Батора, говорили на тогдашнем монгольском языке. После ухода этих племен в 1218 году с Чингисханом на запад, в Среднюю Азию и Казахстан, они якобы ассимилировались с проживавшими там этническими группами и сегодня говорят на казахском языке. Тогда я ему сказал, что никакой ассимиляции найманов, кереев, жалаиров, коныратов и меркитов на территории Казахстана не могло быть в принципе. Чингисхан и его воины проходили через Семиречье, где проживали аргыны, найманы, кипчаки, карлуки, пришли в южный Казахстан, где жили уйсуни и канлы, а после двинулись на запад – к алшынам, и везде все говорили на казахском языке. Для монгольского ученого эта информация стала настоящей неожиданностью. Ошеломленный, он немногим позднее поздравил меня с тем, что мы, казахи, сохранили свой язык, в то время, как они его потеряли. Надо сказать, что подобное признание из уст монгольского ученого дорогого стоит.
Дело в том, что нынешние монголы к народам, проживавшим на территории Монголии до ухода оттуда Чингисхана, не имеют никакого отношения. Как пишут сами монгольские ученые, в частности Б. Баабар, в юбилейной книге, изданной к вышеотмеченным торжествам, во времена Чингисхана проживало 40 монгольских и 4 ойратских тумена. Ойраты впоследствии ушли сначала в Синьцзян, а затем – в начале XV века – в Казахстан. В Монголии осталось только 6 туменов.
Китайский след
Кубылай, внук Чингисхана, став великим ханом в 1260 году, основал китайскую династию Юань. К 1270 году его двор полностью был «окитаизирован». Кубылай перенес столицу в Пекин, восстановил китайский язык в работе своей канцеляри, ввел при дворе правила китайского этикета, сам принял буддизм, то есть ему не было никого дела до родовых земель своего великого деда. Находясь в противостоянии с 4 ойратскими туменами, оставшиеся монголы обратились за помощью к маньчжурам, и с молчаливого согласия юаньского двора на родовые земли Чингисхана хлынули полчища маньчжурских племен тунгусского происхождения. Положение еще более ухудшилось после падения династии Юань, а после прихода к власти в Китае маньчжурской династии Цин в середине XVII века, Монголия была полностью захвачена маньчжурами. Вот здесь действительно 6 оставшихся монгольских, на самом деле тюркских, тумена ассимилировались в многочисленных тунгусских племенах. Отсюда и тюркизмы в современном монгольском языке. Подтверждение сказанному я нашел, приобретя труд монгольских ученых Тайжиуда Очира и Бэсуда Сэржээ «Монгол чуудын овгийн лавлах», изданный в 1998 году. В этой книге приводятся результаты переписи современного монгольского населения, состоящего из более чем 700 родов. Если вспомнить о том, что во времена Чингисхана их было чуть более 60, то нетрудно понять, что представляют собой современные монголы, называющие себя халха – монголами. Поэтому я смею утверждать, что нынешние монголы не имеют ничего общего с нашим великим предком, а современная монгольская нация – с тюркской, казахской.
И мы, казахи, должны исправить эту, на мой взгляд, вопиющую несправедливость!
След до Киева
Известно, что у каждого казахского рода имелся особенный родовой знак – тамга. По мнению крупнейшего востоковеда Аристова, тамга является предметом родовой собственности, или, выражаясь, языком математики, инвариантом, то есть величиной постоянной, не меняющейся с течением времени. Конкретный род, кочуя по бескрайним степям Евразии, мог присоединиться к другому крупному племени или роду, при этом на его тамге мог появиться дополнительный знак. Например, к имеющемуся кругу пририсовывалась черточка или крестик, однако это не меняло общей сути дела. По тамге определяли род того или иного кочевника, иными словами, тамга – своего рода визитная карточка номада. Так вот, у Чингисхана родовой тамгой служил трезубец с направленным вверх острием. Я видел его в Монголии, именно такой знак установлен на стеле в месте рождения Чингисхана. Этот знак венчал собой сульдэ – штандарт Чингисхана с 9 свисающими пучками из хвостовых волос яков. Среди казахских родов подобную тамгу имеют роды баѕаналы, сiргелi, жалайыр, тараћты, тама и табын. После раздела империи в 1223 году на курултае, кстати, состоявшемся на территории нынешней Жамбылской области, Чингисхан отдал своему старшему сыну Жошы в том числе и земли нынешного Казахстана, а в качестве ближайшего окружения – 2 своих родительских рода – баѕаналы и балталы. Баѕаналы и Балталы – это два брата, рожденных от Сарыжомарта, род которого называется ергенектi-найман. Эти два рода имеют выдающуюся историю. Они вместе с Аттилой участвовали в создании прибалтийских и скандинавских государств, дав им корень своего имени – Балта. Также они в составе войнов Одоакра, племянника Аттилы, положили конец Западной Римской империи в 476 году. В летописях, в частности в Бертинских анналах киевских князей Рюриковичей, их именовали каганами, т.е. они имели тюркское происхождение. Сами же Рюриковичи, как известно, взошли на киевский престол в 862 году, а с середины XIII века власть постепенно перешла к московскому княжеству. С тех пор никогда, вплоть до пресловутого «парада суверенитетов» в 1991 году, Киев не был независимым государством. И понятно, что, обретя суверенитет, украинцы восстановили на своем гербе свою старинную тамгу – трезубец. Точно такой же, как у рода баѕаналы. Известно, что трон в Киеве IX века могли занять только носители царской фамилии, к которым, безусловно, относятся и баѕаналы и балталы. К слову сказать, «баѕаналы» переводится с казахского языка как «опорный». Кайрат Закирьянов, профессор.
Другие мнения
В. Н. Татищев …рассказывают, что мунгалов три рода, а именно: Икимунгал, Меркат и Сумунгал. От последних якобы татары произошли. Но вслед за тем рассказывает, что Чингиз хан детей своих с мунгалами отправил к востоку на Китай и к югу в Индию и Персию, а к Волге с собранными из завоеванных двух сынов, Тослуса и Аккодая, чему несколько Абулгази согласно указывает. Следственно, это войско, как из разных народов собранное, правильно могли от мунгал названы быть татар, или сброд. Русские историки, хотя их татарами именуют, но они сами оного не употребляли, а именовались монгу и монгалы, как в грамотах ханов их и князей указано. До сих пор, как выше сказал, кроме европейских, сами татарами не зовутся
Берик Абдыгалиев, политолог:
Сейчас кто попало пишет об истории, при этом оскорбляют казахских национальных героев: Аблай-хан – «авантюрист», Кенесары – «бандит», Шокан Уалиханов – «шпион» и т.д. Вместо объективного изучения истории началась мышиная возня вокруг персоны Чингизхана – казах он или нет. До сих пор не вышли из пеленок, как дети, спорят на самом высоком уровне о таких вещах. Множественность конкурирующих версий истории — это есть формула национального кризиса. Многие казахстанцы до сих пор слабо знают казахов, культуру, обычаи, историю
Рашид ад-Дин:
В настоящее время, вследствие благоденствия Чингис-хана и его рода, поскольку они суть монголы, - [разные] тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, - все они из-за самовосхваления называют себя [тоже] монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются [этим] именем, - а это не так, ибо в древности монголы были [лишь] одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен. |