Как сообщили все СМИ Казахстана, в минувшую среду, 27 июня 2007 года, в Шымкенте завершилось вынесение приговоров по делу о массовом заражении южно-казахстанских детей ВИЧ-инфекцией.
На скамье подсудимых находятся 21 человек, 18 из которых — медработники.
Вспышка ВИЧ-инфекции у детей ЮКО была выявлена весной 2006 года, но общественности об этом стало известно только прошлым летом. Сегодня в Южно-Казахстанской области зарегистрировано 118 детей с ВИЧ-положительным диагнозом, десять из них умерли, один вывезен за рубеж. Кроме того, диагноз «ВИЧ-инфекция» установлен у 14 матерей.
СПИД пришел в белом халате
Не знаю, сколько веков казахи носят халаты в качестве народного культурного достояния, но в последние годы дарить их даровитым и бездарным стало традицией негасимой и сугубо казахско-национальным брендом. Тот же, кто не вписывается в эти критерии, кто не совсем разборчив с современным казахским адатом, но занимает высокое положение в обществе, к нему могут применить в качестве не очень обременительного и не очень оскорбительного наказания статью 316 УК РК — халатность.
Итак, согласно решению суда, бывший руководитель областного департамента здравоохранения Н. Тасмагамбетова признана виновной по ст. 316, ч. 2 Уголовного кодекса Республики Казахстан (халатность) и приговорена к трем годам лишения свободы с лишением права занимать должности в системе здравоохранения в течение трех лет. «Согласно ст. 63 назначенное наказание считать условным и испытательным сроком два года», — огласил свой вердикт судья Зиядинхан Пирнияз, воистину, самый гуманный суд в мире...
Но давайте продолжим перечисление списка, начинающегося с определения в прошедшем времени «бывший-бывшая-бывшие».
Бывшие заместители главы облздрава Нагима Жолдасова и Рахима Куандыкова приговорены по ст. 316, ч. 2 УК РК к трем с половиной годам лишения свободы. В отношении Н. Жолдасовой применено условное наказание.
Бывший начальник комитета по контролю за качеством оказания медицинских услуг Рыскулбек Байхарашев и его заместитель Орынбасар Кошкалиулы приговорены по ст. 316, ч. 2 к трем годам лишения свободы. В отношении Р. Байхарашева применено условное наказание.
Бывший главврач областной детской больницы Ташмухан Тайбеков приговорен за халатность к пяти годам лишения свободы. Его заместитель Гулжамал Кылышбекова приговорена по той же статье к четырем годам.
Бывший главный врач детской больницы №1 Бахтыгуль Баймаханова приговорена по ст. 316, ч. 2 УК РК к двум годам лишения свободы, ее заместитель Нагима Тленчина - к трем годам.
Бывший главврач детской больницы №2 Гани Жолдасов и его заместитель Кенжегуль Курбанбаева приговорены по ст. 316, ч. 2 УК РК к трем годам лишения свободы каждый.
Бывший заведующий реанимационным отделением областной детской больницы Мухамедияр Ауельбеков признан виновным по ст. 316, ч. 2 и ст. 177, ч. 2, п. «в» (мошенничество) УК РК. В совокупности ему назначен срок пять лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Бывшая заведующая грудничковым отделением областной детской больницы Куттыкыз Акбалаева признана виновной по ст. 316, ч. 2 и ст. 311, ч. 4, пп. «а» и «г» (получение взятки) УК РК. Ей назначен срок — восемь лет лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать должности в системе здравоохранения в течение пяти лет.
Бывший заведующий грудничковым отделением детской больницы №1 Асхат Зарифов признан виновным в халатности и взяточничестве. Его суд приговорил к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать должности в системе здравоохранения в течение пяти лет.
Бывший заведующий реанимационным отделением детской больницы №1 Алибек Тастанов признан виновным по ст. 316, ч. 2, ст. 177, ч. 2, пп. «б» и «в», ст. 311, ч. 4, п. «г». Общее наказание — восемь лет лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать должности в системе здравоохранения в течение пяти лет.
Алтынай Тилесова — бывшая заведующая грудничковым отделением городской детской больницы №2 - признана виновной по ст. 316, ч. 2 и ст. 311, ч. 4, п. «г». Наказание — семь с половиной лет лишения свободы с лишением права занимать должности в системе здравоохранения в течение пяти лет.
Асильбай Чукуев — бывший заведующий реанимационным отделением городской детской больницы №2 признан виновным по ст. 316, ч. 2 и ст. 311, ч. 4, п. «г». Наказание — восемь лет лишения свободы и лишением права занимать должности в системе здравоохранения в течение пяти лет. Бывший врач-ординатор областной детской больницы Гульнар Сатканова признана виновной по ст. 177, ч. 2, пп. «а», «б» и «в». Наказание — три года лишения свободы. Применено условное наказание.
Бывший курьер центра крови Халба Асанова признана виновной в мошенничестве и приговорена к трем годам лишения свободы условно.
Однако, поскольку Х. Асанова находилась под арестом во все время следствия и судебного разбирательства, она была освобождена из-под стражи в зале суда.
Бывший бухгалтер областной больницы Бакыткуль Серданова признана виновной в растрате бюджетных средств, служебном подлоге и нарушении правил бухучета и приговорена к шести с половиной годам лишения свободы со штрафом в размере 54 600 тенге и конфискацией имущества. Кроме того, суд лишил ее права занимать должности в системе финансов на пять лет.
Бывший кассир областной больницы Роза Каукешева признана виновной по ст. 176, ч. 3, п. «б» УК РК. Наказание — пять лет лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать должности, связанные с материальной ответственностью на три года.
Возмущение родителей
Родители ВИЧ-инфицированных возмущены решением суда и мерой наказания, которую потребовала прокуратура у бывшего руководства облздрава ЮКО.
Отцы и матери зараженных детей, присутствовавшие на судебном заседании, в своих выступлениях все как один требовали отказаться от условных наказаний и вынести суровые и справедливые приговоры.
“Наших детей они заразили на всю жизнь. Неизвестно, сколько наши малыши еще проживут. Хотя это и жизнью сейчас назвать нельзя, они стали изгоями”,— сказал один из выступающих.
“Мы думали, что наших детей лечат, а их покалечили, — сказала мать ВИЧ-инфицированного ребенка. — Будет несправедливо, если эти люди понесут только условное наказание, ведь на карту поставлена жизнь наших детей”.
“Заражение сына перевернуло нашу жизнь, — рассказал один из присутствующих. — Мы попали под прессинг. Из села, в котором мы жили, пришлось переехать в Шымкент. Сейчас живем на съемной квартире. Все соседи о нашей беде уже знают, но вместо сочувствия мы только и видим, как на наших детей показывают пальцем”.
“Я хочу, чтобы суд был справедливым. Чтобы завтра, когда мой сын вырастет и спросит о причинах его болезни, я мог ему объяснить, что именно произошло, и чтобы он знал, что люди, виновные в заражении, понесли справедливое наказание.
Не должно быть условного наказания, когда речь идет о жизни детей. Ведь может случиться так, что если справедливость не восторжествует сегодня — завтра, став взрослыми, наши дети попытаются вершить свой суд”, — заявил отец инфицированного ребенка.
Представитель потерпевших Катира Бекболова и семья Масауровых, чьи дети заболели одними из первых, в своих выступлениях заявили, что суд не должен выносить условные наказания.
“Для всех этих семей ВИЧ стал катастрофой, — сказали они. — Многие семьи из-за этого распались. Где гарантия, что эти дети смогут жить полноценной жизнью и не станут изгоями общества? Считаем, что в данном случае все виновные должны понести самое суровое наказание”.
Суд, безусловно, еще продолжится в других инстанциях по протесту родителей. Дождемся окончательного вердикта. |