«У меня будут проблемы. Поэтому, пожалуйста, не спрашивайте больше ни о чем», - сказала госпожа Керими.Типичная стереотипная жительница Ирана, изображаемая западными СМИ, выглядит как угнетенная женщина, живущая под давлением догм общества, в котором доминируют мужчины. Более пристальный взгляд изнутри самого Ирана позволяет рассмотреть ускользнувшие черты.
«Без сомнения ситуация для многих из нас намного лучше, чем была двадцать лет назад», - сказала Монир Керими, предпринимательница, корреспондентам ИсламОнлайн.
«Мы получаем все больше и больше возможностей…», - сказала она, добавив, что ранее работа за рубежом для женщины была табу, тогда как сейчас ситуация полностью изменилась. Госпожа Керими является партнером одной тегеранской фирмы, занимающейся внешней торговлей, в основном, нефтепродуктами. «Безусловно, этим мы обязаны Сиеду Мохаммеду Хатоми и Махмуду Ахмединеджаду», - сказала она, имея ввиду бывшего президента и его преемника и их либеральную политику.
Фарог Ханум, работающая пенсионерка, удовлетворена переменами, которые позволяют сделать жизнь женщин в Иране более удобной.
«Я проработала 30 лет в правительственном учреждении…и чувствую себя удобно благодаря политике правительства по отношению к пенсионерам, особенно женщинам», сказала она.
Госпожа Ханум, которая была свидетельницей предреволюционной эпохи, сказала, что вначале для нее было трудно принять культурные изменения, совершенные революционным правительством, допуская, что более молодое поколение может придерживаться иного мнения.
Равноправие на работе Госпожа Керими утверждает, что новых культурных и экономических свобод пока недостаточно, необходимо ввести равенство, в том числе, в оплате труда. Она осудила правительство, которое платит женщинам меньше, чем их коллегам-мужчинам, ведь «они работают вместе и одинаково», а после работы «женщина еще должна позаботиться о доме и детях». По ее словам, женщинам, как и мужчинам, нужны деньги, чтобы поддерживать семью.
В частных компаниях, считает она, дело обстоит немного лучше, поскольку в большинстве из них женщинам и мужчинам платят одинаково. Она также уверенна, что женщина должна работать даже тогда, когда на ней не лежит обязанность кормить семью. «Я работаю не только для того, чтобы поддерживать семью, но также потому, что мне это нравится. Я хочу быть независимой и иметь собственные источники доходов». Госпожа Керими также осуждает сегрегацию между мужчинами и женщинами, которая существует «в армии, полиции, инженерном деле и некоторых других отраслях». Хиджаб «Мы не должны выглядеть как они (западные женщины), чтобы показать нашу свободу», сказала Фатима Максуд, работающая секретаршей в частной фирме. Госпожа Керими считает, что иранские женщины заслуживают больших социальных свобод, в том числе, права выбора, носить им хиджаб или нет. «Тем не менее, я уверенна, что большинство иранских женщин, в том числе и я, выберут хиджаб, потому что это их религиозный и культурный долг». «В хиджабе я чувствую себя более безопасно и комфортно. Когда западные критики упрекают иранское правительство в принуждении женщин к хиджабу, хочется спросить, что бы они сказали о Франции, Голландии и других европейских странах, где женщина не может носить хиджаб в учебных заведениях и на рабочем месте?», спрашивает Фатима Максуд. Молодая студентка тегеранского университета отмечает, что «молодое поколение не принимает обязанность носить хиджаб слишком близко к сердцу», считая однако, что женщина должна иметь право выбора в этом отношении. . |