Имеется нечто общее, что беспокоит сегодня всех в Узбекистане: молчание их президента.
Обвиняемый громогласно на Западе (и тихо у себя дома) в нарушении прав человека и расправе с оппозицией, президент Ислам Каримов правит самой населенной центральноазиатской республикой с 1991 года. Его текущий и последний президентский срок истекает в конце нынешнего года. Но нет ни единого слова о том, что он планирует уйти или же что будут проведены выборы.
«Никто не понимает, что происходит. Все находятся в недоумении, - говорит Нигара Хидаятова, глава оппозиционной партии свободных крестьян, разговаривая со мной в своей ташкентской квартире. - Все делается в полном молчании. Нельзя ничего предсказать - будут ли выборы или же случится что-то совершенно неожиданное».
Дипломаты и эксперты рассматривают различные сценарии: от конституционных изменений, сделанных в последнюю минуту и позволяющих Каримову продлить свой президентский срок еще на несколько лет, до референдума, объявляющего его пожизненным президентом.
«На улицах имеется ощущение патовой ситуации, когда ничего не движется, но все ждут, что должно что-то произойти», - сказал мне один житель Ташкента.
Западный дипломат, рассматривающий наиболее вероятным сценарий, связанный с конституционными изменениями, говорит: «Конечно же, не нужно исключать того, что он может уйти и назвать своего наследника».
Когда-то Узбекистан был ключевым региональным игроком и процветал в плане торговли, культуры и науки. Сегодня это одна из беднейших стран бывшего Советского Союза, несмотря не то, что она занимает второе место в мире по экспорту хлопка и обладает значительными ресурсами нефти и газа. При населении в 27 млн. человек, когда одна треть живет ниже уровня бедности, невольно возникает дух недовольства в отношении властей, говорят наблюдатели.
Но недовольство проявляется главным образом лишь в частных разговорах в стране, где имеется около 8 000 политических узников, - говорит известный правозащитник Сурат Икрамов. «Все это плоды авторитарного режима, создавшего общество, при котором нарушаются права человека и людей сознательно держат в бедности». В родном городе Каримова Самарканде - городе «шелкового пути», расположенном на юго-западе от Ташкента, местные жители говорят, что многие безработные в поисках работы перебрались в Казахстан и Россию.
«Самарканд был настоящим городом-базаром, наполненным торговой суетой, - уверял меня пожилой житель, просивший не называть его имени. - Теперь все мертво. Улицы пусты. Люди уезжают».
Избранный впервые в 1991 году, Каримов выиграл выборы в 2000 году. Он проводил несколько раз референдумы для продления своего срока, и парламент продлил его последний срок до декабря 2007 года.
Западная критика его правления достигла своего пика в 2005 году, когда войска открыли огонь по демонстрантам в городе Андижане, на востоке страны. По словам свидетелей, сотни людей были убиты.
«Мы чувствуем, что мир остается глухим к нашим проблемам, - замечает Икрамов. - Да, было больше критики после Андижана, но власти к ней не прислушиваются».
Икрамов - один из горстки открытых критиков Каримова, говорит, что он еще полностью не оправился от инцидента, происшедшего с ним в 2003 году, когда неизвестные избили его до бессознательного состояния и сломали ему ребра.
Каримов утверждает, что он спасает страну от исламистских боевиков, пытающихся свергнуть его и установить мусульманский халифат. Он отрицает, что войска открыли огонь по мирным жителям и заявляет, что все погибшие 187 человек были либо полицейскими, либо «террористами».
Узбекистан погрузился в еще большую изоляцию после тех событий из-за того, что ЕС наложил санкции на него. В последний год ЕС пытался возобновить с Узбекистаном переговоры относительно прав человека. Некоторые наблюдатели считают, что это было ошибкой.
«Я не думаю, что Каримов действительно хочет развивать отношения с ЕС», - полагает один западный дипломат. «Он хочет, чтобы санкции были сняты не потому, что они блокируют наши отношения, а лишь потому, что они плохо влияют на имидж Узбекистана».
Мария Головнина «Рейтер» Ташкент. (Перевод Ольги Королевой) |